Где удостоверяется договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где удостоверяется договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По договору купли-продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение; квартиру, дом или другое недвижимое имущество. Договор купли-продажи недвижимости должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа, который подписывается сторонами. Нотариальная форма для договоров продажи недвижимости не требуется. Однако переход права собственности по договору недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации, порядок которой регулируется ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

В случаях, когда продавец и покупатель (собственник и приобретатель) недвижимого имущества придут к соглашению о нотариальной форме договора отчуждения недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации (жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка), такой договор удостоверяется по месту нахождения этой недвижимости нотариусом, совершающим на основании выданной ему лицензии нотариальные действия в том нотариальном округе, в пределах территории которого расположена отчуждаемая недвижимость. При нотариальном удостоверении договора нотариус в первую очередь проверяет принадлежность отчуждаемого имущества продавцу (собственнику): правоустанавливающим документом, подтверждающим принадлежность на праве собственности отчуждаемой недвижимости продавцу (собственнику), могут быть свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор о передаче недвижимости в результате приватизации, договоры купли-продажи, дарения, мены или любые иные документы, оформление которых допускается законодательством РФ для надлежащего подтверждения права собственности продавца на отчуждаемое недвижимое имущество. На перечисленных документах в обязательном порядке должна быть отметка о регистрации права собственности, проставляемая государственным или муниципальным органом, в компетенцию которых входит регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При удостоверении договоров отчуждения недвижимости нотариус проверяет, имеется ли запрещение отчуждения или арест. Независимо от того, что в справке бюро технической инвентаризации есть сведения об отсутствии запрещения и ареста, нотариус должен проверить наличие этих данных по документам нотариальной конторы, о чем делается отметка в договоре. При наличии такого запрещения договор купли-продажи недвижимости как единого объекта или любой ее части может быть удостоверен лишь при согласии кредитора и приобретателя на перевод долга на приобретателя, а при наличии ареста — только после снятия ареста.

Договор об отчуждении жилого дома (части дома), квартиры, приобретенных после регистрации брака и являющихся общей собственностью супругов, может быть удостоверен лишь при наличии письменного согласия другого супруга на предполагаемое отчуждение. В том случае, если в заявлении другого супруга о согласии на отчуждение дома (части дома), квартиры, дачи и т.д., являющихся совместной собственностью супругов, указано, кому персонально он согласен продать или подарить это совместно приобретенное имущество или указана цена и другие условия продажи, нотариус при отчуждении обязан проверить, соблюдены ли указанные в заявлении супруга условия.

Согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества не требуется, если из правоустанавливающих документов и свидетельства о браке следует, что отчуждаемое имущество является не общей, а личной собственностью одного из супругов.

В случае отчуждения доли недвижимого имущества одним из участников общей долевой собственности нотариус должен убедиться в том, что продавцом соблюдены требования ст. 250 ГК РФ. В соответствии с этой статьей, при продаже доли в праве обшей собственности постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

Отчуждение доли в общей совместной собственности может быть осуществлено лишь после ее определения и соблюдения всех требований, предъявляемых к отчуждению доли в общей собственности.

Нормативно-правовыми актами РФ утверждены типовые формы отдельных правоустанавливающих документов:1) Свидетельство на право собственности;2) Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения,3) Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования;4) Государственный акт на право собственности на землю;5) Свидетельство о праве собственности на землю.

Залог имущества.

Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования). Исключение составляет имущество, изъятое из оборота, требования, которые неразрывно связаны с личностью кредитора, к примеру, требования об алиментах, и иные права, уступка которых другому не допускается законом.

Залог недвижимого имущества именуется ипотекой. Договор об ипотеке, договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен, подлежат нотариальному удостоверению.

Договоры о залоге недвижимого имущества удостоверяются нотариусом по месту нахождения этого имущества. Кроме правоустанавливающего документа, нотариус истребует справку бюро технической инвентаризации, проверяет отсутствие запрещений отчуждения и ареста. В тексте договора указывается предмет залога, его оценка, существо, размер и сроки обязательства, в обеспечении которого осуществляется залог.

При удостоверении договора залога квартиры, дома одновременно налагается запрещение отчуждения закладываемого имущества. Договор о залоге (об ипотеке) недвижимого имущества должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для государственной регистрации сделок с соответствующим имуществом. Это требование является обязательным, и без его выполнения договор об ипотеке признается недействительным.

При ипотеке земельного участка применяются аналогичные правила. Необходимо учесть, что при ипотеке земельного участка право залога не распространяется на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения, если это не предусмотрено договором залога (ипотеки). Если такое условие в договоре не предусмотрено, залогодатель в случае обращения взыскания на заложенный участок имеет право ограниченного пользования той частью участка, которая необходима для использования здания или сооружения в соответствии с его назначением.

Статья 56. Удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества

Договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отвода земельного участка.

Удостоверение договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, а также земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества.

19. Завещание — это личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случаи смерти. Назначение завещания состоит в том, чтобы определить порядок перехода всего наследственного имущества или его части к определенным лицам, а также к государству или отдельным юридическим лицам и иным организациям. В этом и заключается отличие наследования по завещанию от наследования по закону: назначение наследников и порядок распределения имущества между ними зависят исключительно от воли завещателя.

Завещание является односторонней сделкой, из чего следует, что для совершения завещательного распоряжения не требуется встречного волеизъявления наследника.

У местных органов власти (отдела архитектуры, отдела строительства или градостроительного комитета) необходимо получить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который содержит заключение о том, что строение разрешено и соответствует требованиям.

Таким образом, для добровольной легализации дома или пристройки административным путем на руках нужно иметь следующие документы:

свидетельство о праве собственности на землю (выписку из ЕГРН);

  • паспорт заявителя или доверенность(если вы представляете интересы собственника);
  • схему участка;
  • ГПЗУ;
  • разрешение на строительство;
  • технический план.

Право собственности на объект строительства оформляют в Росреестре (можно через МФЦ).

Читайте также:  Срок исковой давности ГПК РБ

У местных органов власти (отдела архитектуры, отдела строительства или градостроительного комитета) необходимо получить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который содержит заключение о том, что строение разрешено и соответствует требованиям.

Таким образом, для добровольной легализации дома или пристройки административным путем на руках нужно иметь следующие документы:

свидетельство о праве собственности на землю (выписку из ЕГРН);

  • паспорт заявителя или доверенность(если вы представляете интересы собственника);
  • схему участка;
  • ГПЗУ;
  • разрешение на строительство;
  • технический план.

Право собственности на объект строительства оформляют в Росреестре (можно через МФЦ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.

В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:

  • гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
  • организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
  • собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.

За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.

Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.

Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:

  • граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
  • граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
  • лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
  • религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.

Кто выдает разрешение на строительство

Выдача разрешения на строительство попадает в компетенцию уполномоченного органа местного самоуправления по месторасположению земельного участка, где будут выполняться работы. Надел земли может находиться в границах одного поселения, двух и более муниципальных районов или на межселенной территории. При возведении большого сооружения на земельном участке, находящемся во владении двух и более муниципальных районов, разрешение можно будет получить в органах исполнительной власти субъекта РФ. Это может быть краевой или областной департамент, занимающийся вопросами архитектуры и градостроительства.

Где получать разрешение на строительство дома, если планируется масштабная постройка на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе на участке закрытого административно-территориального подразделения, у которого границы не совпадают с очертаниями субъектов РФ? Документ в этом случае выдает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Получение разрешения на строительство дачных, садовых домов

Если дачный дом, который возводится на садовом участке, будет использоваться для постоянного проживания, необходимо оформить разрешение на строительство. Для этого застройщик должен обратиться с заявлением на имя Главы района в Управление архитектуры и градостроительства и предоставить такой набор документов для разрешения на строительство:

  • заявление определенного образца;
  • оригинал ходатайства Главы района;
  • копию свидетельства, подтверждающего право собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт;
  • градостроительный план земельного участка;
  • проект дома, выполненный с учетом нормативных требований застройки;
  • топографическую съемку территории 1:500;
  • технические условия на подключение инженерных коммуникаций;
  • договор дарения или купли-продажи участка земли;
  • акт выноса границ участка земли и осей постройки в натуру, который согласован с компетентными органами местного самоуправления;
  • экспертное заключение проектной документации;
  • паспорт заказчика.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Читайте также:  Сколько нужно соток чтобы построить дом 150 кв

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

Договор на строительство индивидуального дома

5.1. Заказчик обязан:

5.1.1. предоставить Подрядчику земельный участок для выполнения Работ;

5.1.2. предоставить точки временного подключения коммуникаций;

5.1.3. обеспечить подрядчику постоянный и беспрепятственный доступ к объекту, в том числе обеспечить беспрепятственный подъезд к объекту строительной техники и грузового транспорта;

5.1.4. в случае невозможности подхода грузового транспорта непосредственно к стройплощадке, все дополнительные затраты связанные с перегрузкой и доставкой материалов до строительной площадки оплачиваются Заказчиком, сверх стоимости Работ, указанной в п.2.1 настоящего Договора;

5.1.5. принять от Подрядчика по акту выполненные работы;

5.1.6. производить оплату в соответствии с условиями настоящего Договора.

5.2. Подрядчик обязан:

5.2.1. выполнять работы в соответствии с проектом и Техническим заданием;

5.2.2. в случае невозможности дальнейшего проведения работ незамедлительно информировать Заказчика;

5.2.3. после завершения Работ вывести со строительной площадки строительный мусор и строительную технику;

6.1. Подрядчик гарантирует качественное выполнение работ и своевременное устранение существенных недостатков и дефектов, возникших по вине Подрядчика и выявленных при приемке работ или в период гарантийного срока.

6.2. Подрядчик несет ответственность в пределах установленных настоящим пунктом гарантийных сроков и обязательств. Гарантийный срок на общестроительные работы составляет лет с момента завершения работ. Гарантийный срок на отделочные работы и инженерные коммуникации составляет лет с момента завершения работ. Гарантийные обязательства на окна, двери, мебель, инженерное оборудование устанавливается в соответствии с гарантийными обязательствами производителя.

Как построить и оформить дом блокированной застройки?

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления (ОМСУ) лично либо через МФЦ или в электронном виде.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
  • акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
  • заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти;
  • технический план объекта капитального строительства, который изготавливается кадастровым инженером на каждый блок жилого дома отдельно, с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором этот блок расположен.
Читайте также:  Выплаты на рождение второго ребенка в 2023 в Московской области

Регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 222 (п.2) Гражданского кодекса при возведении самовольной постройки гражданин не получает на нее право собственности — распоряжаться ею нельзя. Пункт 3 статьи гласит, что право собственности на самовольный дом признается судом.

В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса при обращении в государственные органы заявитель обязан уплатить пошлину.

В зависимости от типа участка список документации будет отличаться.

Стандартный перечень документов включает в себя:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт и копию;
  • документы на участок (свидетельство о праве собственности, дарственную, выписку из ЕГРН или завещание);
  • разрешение на строительство;
  • поэтажный план, утвержденный БТИ;
  • технические документы (план и паспорт);
  • квитанцию об оплате пошлины.

Если земля до начала строительных работ не была оформлена в собственность, ее необходимо регистрировать вместе с домом.

Дополнительная информация! Сотрудник уполномоченной службы вправе затребовать документ, подтверждающий целевое назначение территории.

Прежде, чем оформлять документы, гражданин обязан оплатить государственный сбор.

Размеры государственной пошлины:

Тип платежа Физические лица Юридические лица
Получение бумажной выписки из Реестра 400 р. 1 100 р.
Получение электронной выписки 250 р. 700 р.
Регистрация прав собственности на недвижимое имущество 2000 рублей 22 000

При заполнении квитанции важно правильно указывать личную информацию. В случае ошибки платеж не примут, а процедуру регистрации приостановят.

Государственную пошлину не уплачивают лица, которых по закону признали малоимущими. Статус необходимо подтвердить документально.

Проще будет оформить в собственность дом, возведенное на дачном участке. Процедура может проводиться по упрощенной схеме (по дачной амнистии).

Поможет «Дачная амнистия»

Сейчас построенные дома попадают под закон о «Дачной амнистии». Так в простонародье называется свод законов об упрощенном порядке регистрации недвижимого имущества и кадастрового учета.

Чтобы оформить построенный дом, собственникам земельного участка достаточно заказать технический план с декларацией и подать их на государственную регистрацию. Такое послабление действует до 1 марта 2031 года, поэтому не стоит терять времени.

О строительстве не нужно уведомлять муниципалитет (получать у них разрешение) и остальные организации (Росавиацию, СЭС, Управление культурного наследия и т.п.). Есть исключению, о которых прочтете ниже.

При этом не важно: 1) Когда дом был просторен. 2) Уведомлял ли ранее собственник участка муниципальные власти о планируемом строительстве, получал ли разрешение и т.п. Обращения к местной администрации теперь необязательны. Главное, чтобы дом соответствовал градостроительным нормам. 3) Находится ли участок в населенном пункте или за его границами. Это касается построенных жилых домов на земельных участках ИЖС и ЛПХ (в нас.пункте), а также на садовых/дачных (в границе или за границами нас.пункта).

Нынешние собственники участка могут оформить дом на себя, даже если он был построен предыдущим собственником. Например, гражданин получил участок по наследству. Наследовать (предыдущий собственник) построил на нем дом, но не зарегистрировал его в собственность. Нынешний владелец участка сможет оформить дом на себя, причем в упрощенном порядке по «Дачной амнистии».

Подать уведомление о строительстве можно 4-мя способами:

  • путем личного обращения в орган по выдаче разрешений на строительство.

Для этого необходимо лично явиться в орган и через приемную подать уведомление.

При этом обязательно на 2-ом экземпляре уведомления, который останется у вас, чиновник должен поставить входящий штамп с указанием даты приема уведомления.

  • через МФЦ.

При подаче документов через многофункциональный центр вам должны выдать расписку о приеме документов, в которой должна быть указана дата подачи уведомления.

  • по почте.

Отправлять уведомление необходимо исключительно заказным письмом с уведомление о вручении (обязательно).

  • через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок отправки уведомления нужно смотреть на самом портале.

Из 4-х способов надежным, на мой взгляд, является первый.

Уведомление о строительстве подавайте напрямую в орган по выдаче разрешений на строительство, потому что минуете посредников: МФЦ, почта, портал.

Какие последствия от самостроя

С 1 июля 2018 года Правительство РФ устанавило сроки ликвидации незаконных построек. Владельцы самостроя, не выполнившие снос в срок, подвергаются штрафу до 50 тысяч рублей, а также конфискации земельного участка. Предлагается также внести в Гражданский кодекс РФ изменения, касающиеся интересов многих граждан. Согласно этим изменениям, к незаконным постройкам предлагается относить не только жилые дома, но и гаражи, бани, садовые постройки, ларьки и павильоны.

Пакет новых законопроектов запрещает пользоваться и распоряжаться незаконными постройками, а самострой нужно будет снести или реконструировать за собственный счет. Если застройщика установить невозможно, то затраты на снос или реконструкцию ложатся на владельца земельного участка.

Таким образом, в Гражданском кодексе может появиться статья, разрешающая конфискацию земельного участка в случае неисполнения решения о сносе или реконструкции строения в установленный срок.

Сроки сноса самостроя законом также установлены: максимальный срок составляет 12 месяцев, минимальный — 3 месяца, а для реконструкции — от 6 месяцев до 3 лет. Штрафы Кабинет министров предлагает внести изменения в КоАП, дополнив его статьей, которая предусматривает штраф для физлиц и индивидуальных предпринимателей в сумме от 20 тысяч до 50 тысяч рублей за неисполнение требований о реконструкции или сносу самовольной постройки.

Решения о сносе самостроя, по новым законам, могут приниматься судом, а в определенных случаях — органами местного самоуправления. При этом, для исключения злоупотреблений, предлагается запретить муниципалитетам выносить решения о сносе построек, самовольно возведенных до ввода в действие Градостроительного кодекса РФ (7 мая 1998 года — ред.).

Запрещается также сносить строения на неоформленной в собственность земле до вступления в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 года — ред.). В таких случаях или если здание зарегистрировано в Едином реестре недвижимости решения о сносе самовольной постройки будут приниматься в судебном порядке.

Переход права собственности по договору купли-продажи

Соглашение должно быть оформлено в письменном виде. Все совершеннолетние дееспособные граждане ставят в соглашении личные подписи. Дети подписываются только после достижения 14-летия и после получения паспорта. Вместо малолетних детей расписывается один из родителей.

При составлении документа стараются придерживаться образца, подготовленного опытными юристами, контролируя, чтобы права участников сделки не были ущемлены условиями соглашения.

Заключение соглашения должно быть исключительно добровольным. Если впоследствии будет установлено, что документ подписывался по принуждению или с намеренным введением в заблуждение, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием признать соглашение недействительным.

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты,
необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов
нотариальной палаты.

    Удостоверение сделок нотариусом


    Порядок действий может быть таким:

    • в случае, если есть такая необходимость Например, если продавцу перед продажей нужно самому подобрать дом или квартиру для покупки стороны заключают предварительный договор или соглашение о задатке;
    • стороны обращаются к нотариусу или регистратору за удостоверением договора купли-продажи и получают его удостоверенные экземпляры;
    • стороны обращаются к регистратору за госрегистрацией договора купли-продажи и получают его зарегистрированные экземпляры;
    • покупатель рассчитывается по договору купли-продажи и получает от продавца расписку о получении денег;
    • продавец передает жилое помещение покупателю и стороны составляют акт приема передачи;
    • покупатель обращается Для того, что бы покупатель за госрегистрацией мог обратиться сам (без участия продавца) в договоре купли-продажи нужно указать, что право на подачу заявления на такую госрегистрацию предоставляется покупателю к регистратору за госрегистрацией перехода права собственности на жилое помещение и получает свидетельство (удостоверение) о таком переходе.

    Некоторые из этих пунктов могут быть выполнены одновременно. Например, обратиться за госрегистрацией договора и перехода права собственности, передать деньги и недвижимость можно во время и (или) сразу после составления и удостоверения договора. В этом случае информация о том, что деньги переданы продавцу, а недвижимость покупателю может быть отражена непосредственно в договоре купли-продажи.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *