Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Закон запоминания информации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Убедиться в этом вы можете, попытавшись вспомнить какие-нибудь дни прошедших лет. Что вы вспомнили? Скорее всего — какие-то праздники, дни рождения, интересные развлечения, поездки. Эти события вспоминаются легко, без усилии, несмотря на то что могли происходить достаточно давно. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, пусть даже происходили они совсем недавно. Или же попробуйте как-нибудь вечером вспомнить людей, которых вы встречали на улице. Наверняка вам вспомнятся в первую очередь те, кто чем-то выделялся — одеждой, поведением и т. д.
Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.
Кривая забывания колеблется обычно с периодом около 24 часов. Это значит, что на следующий день после заучивания человек может воспроизвести меньше материала, чем через два дня, когда происходит частичное припоминание. Можно заметить, что согласно этому закону к экзамену, который требует «зубрежки», не стоит особенно активно готовиться накануне и уж тем более ночью перед экзаменом. При этом сам экзамен попадает в наихудший момент для воспроизведения; материал «всплывет» в памяти на следующий день. Однако 24 часа — это средняя цифра. У каждого человека свой индивидуальный ритм.
Содержание:
Ещё документы из категории педагогика:
Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания, сохранения, восстановления и забывания информации. Если у человека есть большая побуждающая сила или желание к запоминанию некой информации, то ее постижение происходит без каких-либо проблем, потому что информация, к запоминанию которой имеется сильная мотивация, тоже на некоторое время попадает во вторую группу.
Во время перерыва вы должны исключить поступление любой новой информации, поэтому во время перерыва не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать — иначе ретроактивное торможение снизит эффективность вашей работы. Во время перерыва лучше насытить мозг кислородом: выглянуть в окно, выйти на улицу, выполнить несложные физические упражнения или отдохнуть и расслабиться.
Главные условия для успешного запоминания
На действии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она останется у людей в памяти.
А) К значимой информации относится все, что касается непосредственного существования человека и то, что связано с удовлетворением первичных жизненных потребностей. Это информация, касающаяся питания, ключевых умений, правил жизни в социальной среде и тому подобное.
Это явление называют проективным торможением. Именно из-за того, что предыдущей информации нет, советуют запоминать утром, как говорится, на свежую голову.
Однако не всегда получается построить свою работу так, чтобы запоминать только в оптимальное для вас время. Поэтому старайтесь организовать свою работу так, чтобы запоминания не шли друг за другом (то есть были отделены во времени). Лучше после запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кроме этого каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация «уляжется».
Мы говорим о законе памяти в том случае, если некоторая последовательность событий, связанных с памятью, многократно повторяется в неизменном виде.
Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости: впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах того времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению.
Законы памяти необходимо изучать, чтобы использовать их для индивидуального развития человека, а также для эффективной организации его знаний и навыков в сфере профессиональной деятельности.
В) Еще одним видом информации, хоть и наименее важным для выживания, является общеобразовательная информация, или информация «для кругозора». Без такого материала человек может обходиться, существовать, выполняя свой профессиональный долг. Именно с запоминанием этого вида информации человек чаще всего имеет затруднения. Большинство учебного материала как раз и принадлежит к этой группе.
Информацию, подлежащую запоминанию, нужно предъявлять нашей памяти в чрезвычайно комфортном для нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, — в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее. Именно на этом свойстве памяти основаны многие техники эффективного запоминания.
Его можно выяснить, если, например, выучивать небольшие стихотворения в 10—15 строк и воспроизводить их: одно примерно через 12 часов, другое — через 18 часов, третье — через 20 часов, четвертое — через 24 часа и пятое — через 26 часов. Возможно, для выявления своего ритма потребуется несколько таких проб, но в результате можно значительно повысить эффективность подготовки и сдачи экзаменов.
Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах памяти. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. И что немаловажно — вы сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению и плохим результатам.
Ассоциативный закон памяти устанавливает фяХ1 зависимости процессов запоминания, сохранения и восстановления информации от ассоциативных спя зей между ее фрагментами или фрагментами другой информации по параметрам схожести, контрасту, смысловому содержанию и смежности.
Законы памяти и техники эффективного запоминания
Цезарь помнил по имени каждого солдата в своем войске. У Цицерона был свой секрет запоминания, а Цезарь вывел десять законов феноменальной памяти.
Несоблюдение элементарных законов памяти существенно усложняет процесс запоминания. Есть то, что наша память любит и что помогает ей работать, и то, что она не любит, что вынуждает ее работать «на износ». Это знание облегчает работу по усвоению какой-либо информации даже без применения специальных техник запоминания.
Цицерон прославился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Цезарь помнил по имени каждого солдата в своем войске. Как им это удавалось? У Цицерона был свой секрет запоминания, а Цезарь вывел десять законов феноменальной памяти. Мы расскажем вам о них.
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.
Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римских комнат. Суть его состоит в том, что запоминаемую информацию надо разделить на части и мысленно расставить в хорошо знакомой комнате в строго определенных местах. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты своего выступления. Если информация хоть как-то тематически связана, то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые части информации не смешаются, и вы без труда воспроизведете элементы нужной вам темы.
Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно прежде всего попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этом сцеплены с утерянными во временном слое.
Любой материал запоминается (точнее, воспроизводится) тем лучше, чем в большее число связей и контекстов он включен или чем больше действий с ним проделано.
Закон осознания утверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию, сохранению и последующему восстановлению.
Длинный ряд слогов запоминается неравномерно — хуже всего запоминается его середина, а первые и последние элементы запоминаются лучше. Эта закономерность показана на рисунке 9.
Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относится тот материал, который человек запоминает. Чтобы гарантировать лучшее усвоение нужной информации, надо стараться перед ее запоминанием продумать, какую позитивную роль она сможет сыграть. Можно предположить обстоятельство, при котором, благодаря обладанию данным материалом, можно извлечь из него пользу, добиться успеха в глазах окружающих и тому подобное. Если основательно обдумать это, то увеличивается вероятность того, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена гораздо лучше и быстрее без использования специальных попыток.
Цезарь помнил по имени каждого солдата в своем войске. У Цицерона был свой секрет запоминания, а Цезарь вывел десять законов феноменальной памяти.
Еще из раздела психология, педагогика:
Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений.
Б) Следующей по значимости является информация, связанная с собственной личностью: все, что так или иначе относится к интересам индивида, его привязанностям, жизненным ориентирам, специальности, чувствам и переживаниям, самоутверждению, личным победам.
Законы непосредственного долговременного запоминания описал Г. Эббингауз, исследовавший в начале XX века запоминание рядов бессмысленных трехбуквенных слогов. На рисунке 7 приведена кривая запоминания (обучения). На рисунке 8 показана закономерность забывания аналогичного ряда слогов. Усредненные кривые выглядят более или менее гладкими, но в каждом конкретном случае и обучение, и забывание происходят неравномерно, кривые напоминают затухающую синусоиду. Иначе говоря, человек после второго повторения запоминает несколько меньше, чем после первого, после третьего — больше, после четвертого — снова немного меньше, пока не запомнит весь материал.
Наш мозг – сложный механизм, который отвечает за выполнение различных задач. По сути, это биологический компьютер, в котором происходят физиологические и психологические процессы, например, память. Большинство людей путают или взаимозаменяют понятия «память» и «запоминание».