Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Право собственности на природные ресурсы и право природопользования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
Такая статья — 36 — содержится в Конституции России, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Отношения, регулируемые указанными нормами, и земельно-правовые отношения, существовавшие в дореволюционном Дагестане, имеют большое сходство. Однако речь не идет о переносе указанной статьи в Конституцию Дагестана в неизменном виде. С учетом всех обстоятельств, нам представляется, следует изложить ее в Конституции РД в такой редакции: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов других граждан и не становится предметом купли-продажи.
Содержание:
Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования
Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает уяснение понятия объекты и субъекты права собственности. Кроме того, необходимо классифицировать данные понятия исходя из разнообразных природных ресурсов.
Системность – взаимосвязь объекта с иными объектами гражданских прав (место природного объекта в системе объектов гражданских прав). С одной стороны регулятор привязки, а с другой (в динамике) определяет правовой режим объекта.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст.2381.
Рациональное использование природных ресурсов является важной экологической задачей и относится к числу острейших мировых проблем, требующих безотлагательного, фундаментального изучения и решения.
Значение. Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле – это институт общей части экологического права, совокупность правовых норм, регулирующих общий порядок и условия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.
Кроме того, нормирование качества окружающей среды осуществляется при помощи технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1992 г. № 16. Ст.834.
Осуществляется в порядке и по правилам, установленным государством. Пользование природным ресурсом должно осуществляться по принципам целевого назначения.
Экологические интересы общества входят в сферу правового регулирования. Причины неэффективности экологического законодательства в Российской Федерации (далее – РФ) имеют в целом объективный характер.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 2004. 3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М., 2002. 4. Закон РД «О земле». Махачкала, 2003. 5. Земельный кодекс РФ. М., 2001. 6. Бобылев А. И., Демичев Д. М., Шингель Н. А. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов. М., 1992. 7. Клюкин Б. Д. К вопросу о правовом положении природных ресурсов субъектов РФ // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ. Оренбург, 1997. 8. Крассов О. И. Право частной собственности на землю и охрана окружающей среды // Вестник МГУ. 1995. N 6. 9. Тарнау Н. Изложение начал мусульманского законодательства.
Подготовка к четвертому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия права государственной собственности на природные ресурсы, выявление специфики правового режима федеральная собственность и собственность субъектов Федерации, а также их сравнение по кругу объектов с муниципальной собственностью.
Самостоятельная учебная работа студентов по подготовке к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Право собственности на природные ресурсы и право природопользования», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.
Лицензирование и лимитирование природопользования
Какие документы должна представить беременная женщина для подтверждения факта прохождения в рабочее время диспансерного обследования?
Природные ресурсы (естественные ресурсы) — элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.
Особенности правового регулирования отношений природопользования применительно к пользованию различными элементами природной среды. Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
Популярные записи за последние 7 дней
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст.5278.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
В договоре указана дата его подписания позднее даты начала срока действия, прямо указанной в договоре. При этом в договоре отсутствует условие о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты, когда фактически началось его исполнение.
Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает уяснение понятия права собственности на природные ресурсы, проведение классификации видов права собственности на публичную (государственная, муниципальная), и частную (индивидуальная, коллективная). Выявление назначения и роли института права собственности на природные ресурсы..
При этом в договоре отсутствует условие о том, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с даты, когда фактически началось его исполнение.
Подготовка к третьему вопросу семинара предполагает усвоение понятия основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты, проведение классификации различных юридических фактов.
Юридическая защита права собственности от незаконного изъятия и незаконного использования. Судебный порядок зашиты права собственности.
Нормирование качества окружающей среды
Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле – субъективное право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятных условий труда.
Думается, что именно вещные права (в особенности право собственности) на природные ресурсы отражают публичные интересы государства. Субъекты этих прав имеют имущественный интерес в использовании природных ресурсов. Материальным выражением этого интереса является доход, получаемый при их использовании. А получение дохода значительно облегчается для собственника имущества, который не оплачивает свое «природопользование» и не несет риска изменения отношения со стороны иного правообладателя.