Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Дополнительные выплаты и льготы по потере кормильца кроме пенсии
Система социального обеспечения предполагает сопутствующие преимущества для потерявших кормильцев граждан. Льготы зависят от того, к какой категории относится конкретный получатель пенсии.
Полным сиротам доступны следующие привилегии:
- Квоты на бюджетные места для обучения.
- Средства на приобретение одежды и обуви.
- Оплата питания во время учебы.
- Льготы на лечение.
- Заработная плата на прохождение практики.
- Бесплатный отдых в оздоровительных лагерях.
Вместе с детским пособием на время учебы бесплатно предоставляются:
- Проездные по городу.
- Экскурсии.
- Школьные обеды.
- Учебники.
- Лекарства (до 3 лет).
- Молочные продукты (до 2 лет).
Опекун или получатель пенсии должен самостоятельно ознакомиться со списком доступных льгот. Сотрудники ПФР в лучшем случае предоставят информационный буклет и не будут разъяснять условия получения дополнительных привилегий.
Обратите внимание! Некоторые льготы применяются исключительно на региональном уровне. В частности, муниципальные органы выпускают специальные карты для начисления бонусов и скидок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) — М.: Эксмо, 2014. — 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2013. — №52. — Ст.6965; — 30.12.2013.
4. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [принят Гос.Думой 8 декабря 1995г.] изм. 04.11.2014г. № 333-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 1. – ст. 16;Собрание законодательства РФ. -2014.- № 45 – ст. 6143.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2001. — №51. — Ст.4832; «Российская газета». — 2001. — №247.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (в ред. от 03.10.2018) // Российская газета — Федеральный выпуск №2859 (0). – 20.12.2001.
7. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 июля 2016 г.) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ» — 1993. — № 9. — ст.328.
8. Федеральный закон от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Доступ СПС «Консультант плюс»//.
Книги, монографии
1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. / Е.Г. Азарова. М., 2012.- 256 с.
Учебники, учебные пособия
1. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2010. – 814 с.
2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие // К.Н. Гусов. – Москва. — 2001. – 328 с.
3. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М. , 2001. — 328 с.
4. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения/ Г.Д. Долженкова.- М.: Юрайт, 2014. – 187 с.
5. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение граждан России. Практическое пособие. — М., 2007. – 608 с.
6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2016. – 441 с.
7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие // Е.Е. Мачульская.- М: — 2006. – 292 с.
8. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер: учебное пособие// А.Ю. Михайленко. — М: Омега-Л, — 2011. – 332 с.
9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: 2005. – 848 с.
10. Суханов Е.А. Российское гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. — В 2 т. – Т. 1. — М.: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 2-е изд., 2011. – 958 с.
11. Паспорт законопроекта N 22435-7 // СПС «Консультант Плюс».
Диссертации
1. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: Дис. … канд. юрид. Наук: 12.00.05. – Защищена 15.06.2016. – М., 2016. – 191 с.
Статьи из периодического издания
1. Гацко М.Ф. Правовое регулирование обеспечения военнослужащих служебным жильем // Право в Вооруженных Силах. — 2005. — № 7. — С.19-27.
2. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия «член семьи» // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 6. – С. 70-74.
3. Кувшинова О. Бедность работающего населения // Ведомости. — 2017. 16 марта. – С.32-33.
4. Мурзин В.А. О вопросах законодательного регулирования социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. — 2014. — № 10. — С. 14-15.
5. Ткач Ю.А. Социальные пенсии // Ю.А. Ткач. Пенсия. -2012. -№4. — С. 5-31.
6. Томский У.А Социальные пенсии // У.А. Томский. Пенсия. — 2010.- №5 – С. 31.
Понятие пенсии по случаю потери кормильца
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования и была утрачена в связи с его смертью (безвестным отсутствием).
Понятие «кормилец» законодательством не установлено. При решении этого вопроса территориальные органы ПФР руководствуются СК РФ.
Под потерей кормильца понимается его смерть, что должно быть подтверждено свидетельством о смерти, выданным органами записи актов гражданского состояния.
При отсутствии свидетельства факт смерти может устанавливаться судом в соответствии с нормами ГК РФ. Согласно ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то этот срок сокращается до шести месяцев. К таким обстоятельствам относятся катастрофы, стихийные бедствия и т.п.
Порядок и условия назначения
Показанием для назначения социальной выплаты по случаю потери кормильца являются следующее:
- смерть кормильца, факт которой подтверждается официальным документом;
- решение суда об объявлении умершим в случае безвестной пропажи человека.
Претендент на получение социальной помощи должен представить доказательства постоянного места жительства на территории России в виде следующих документов:
- документ по месту регистрации и месту фактического проживания;
- удостоверение личности ребенка, в котором указан адрес прописки.
Для оформления социальной пенсии, прежде всего, необходимо:
- Собрать пакет документов.
- Обратиться в Пенсионный фонд или МФЦ.
- Написать заявление (в случае электронного заявления, направить после регистрации либо через Госуслуги, либо через официальный сайт ПФР).
- К заявлению приложить собранные документы.
Такая пенсия определяется для каждого иждивенца в отдельности. Расчет ее величины производят по следующей формуле:
где А – это величина страховых пенсионных выплат по утрате кормильца.
B – индивидуальный пенсионный коэффициент. Он напрямую определяет размер будущей пенсии и состоит из определенных единиц – пенсионных баллов. Пенсионер для получения выплаты должен набрать 16,2 балла (коэффициента). Например, при средней зарплате в 20 000 рублей пенсионный балл за год составит 3,38. Соответственно, минимальный страховой стаж при таком заработке составит порядка 5 лет работы.
C – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на момент оформления данной пенсии. На 2019 год сумма составляет 87, 24 рубля.
D – фиксированное дополнение к страховой части пенсии. На 2019 год установлен размер в 5334 рубля 19 копеек.
Для примера рассчитаем пенсию умершего кормильца, имевшего зарплату 25 000 и стаж 10 лет. При данном заработке количество баллов за год – 2,61. Индивидуальный пенсионный коэффициент за 10 лет – 26,1. Таким образом, размер будущей пенсии будет выглядеть так: (26,1×87,24)+5334,19=7611, 15.
Дополнительные сведения
Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле24:
ПК=ПК/(Т• К)/КН+Б , где:
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2012 году он составляет 216 месяцев, начиная с 2013 года – 228 месяцев;
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца по желанию нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца может быть определен из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера)25.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери либо из установленного умершей одинокой матери на день ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера этой части) или размера трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера этой пенсии), который увеличен вдвое.
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Таблица 1
Права и обязанности ПФР в материальных правоотношениях
В 1921г. было утверждено Положение о Наркомате социального обеспечения (Наркомсобесе), согласно которому на него возложено высшее руководство делом социального обеспечения и социальной взаимопомощи, а равно делом организации управления учреждениями социального обеспечения.
Правосубъектность органов, осуществляющих функции пенсионного обеспечения, возникает с момента наделения их необходимой компетенцией в качестве юридических лиц и прекращается в связи с ликвидацией или передачей этой компетенции другим органам (например, от органов социальной защиты органам ПФР).
Как уже отмечалось во второй главе, правосубъектность Пенсионного фонда РФ как органа, выплачивающего трудовые и социальные пенсии, возникла с момента официального опубликования Указа Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», т.е. с 30 сентября 2000, когда он был напечатан в «Российской газете» №189.
Этим Указом ПФР и его территориальным органам были переданы полномочия по выплате государственных пенсий впредь до принятия соответствующего федерального закона. Предписание Указа Президента РФ выполнено -данные функции закреплены за ПФР Федеральными законами от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (глава V) и от 15.12.2001г.
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 13 ФЗ от 15.12.2001г. страховщик обязан своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также некоторые другие виды пенсий, установленные законодательством РФ, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не аботавших на день смерти. А в ст.
Билет 8. Понятие и виды правоотношений в сфере Пенсионного права.
Правоотношения в сфере социального обеспечения — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами, имеющими на них право.
Отличительная особенность рассматриваемых правоотношений заключается в том, что участвующий в них человек (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, государственный орган (или учреждение) обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или по соглашению сторон она изменена быть не может. В этом и заключается одно из главных отличий обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты сами их определяют в допустимых законом пределах.
Для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов
, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения
Правоотношения по своей экономической природе являются возмездно-неэквивалентными
. Возмездными потому, что право на них зависит от участия в трудовой и иной деятельности, при выполнении которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию. Неэквивалентными потому, что применяется солидарный механизм финансирования. В случае введения накопительных элементов в пенсионное страхование правоотношения по выплате накопительной части пенсии по старости станут возмездными.
Видов правоотношений по социальному обеспечению столько же, сколько видов социального обеспечения, так как право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Объединенные целевой общностью эти правоотношения в совокупности представляют собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с другой— вместе с другими элементами составляет единое целое, обладающее общими признаками, присущими каждому элементу данной системы в отдельности. Таким образом, видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается с их целевой общностью.
В зависимости о того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные.
Центральное место в системе правоотношений занимают материальные правоотношения
, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности лиц, подвергшихся воздействию социального риска, в денежных средствах — пенсии.
Процедурные
правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы:
1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению;
2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения;
3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, диапазон классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, чем материальных.
В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных. В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения
Пенсионные правоотношения можно классифицировать на отношения страховые и нестраховые, имея при этом в виду, что и те, и другие регулируются нормами права социального обеспечения.
Второй критерий классификации пенсионных правоотношений — это вид назначаемой пенсии. На основании данного критерия выделяются правоотношения по поводу пенсии: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии.
По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенсионные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных, а также в связи с особыми условиями труда.
Сроки назначения пенсии по потере кормильца
При получении заявления о назначении социальной пенсии с прилагающимися документами сотрудниками ПФР в течение 10 рабочих дней рассматривается документ (регистрируется, изучается, проверяется на достоверность, принимается решение).
Датой назначения социальной пенсии считается первое число следующего месяца с момента обращения гражданина (или штемпельной отметки, в случае направления посредством почты).
Перечисления социального пособия прекращаются:
- при достижении 23 лет в случае продолжения обучения;
- при достижении 18-ти лет без последующего поступления и продолжения обучения;
- при заключении трудового договора.
Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности
Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.
В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.
Пенсионное правоотношение
Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.
В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).
В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.
Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.
Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.
В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.
Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку пенсионной системой охвачено все население страны.
Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.
Билет 8. Понятие и виды правоотношений в сфере Пенсионного права.
Правоотношения в сфере социального обеспечения — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами, имеющими на них право.
Отличительная особенность рассматриваемых правоотношений заключается в том, что участвующий в них человек (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, государственный орган (или учреждение) обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или по соглашению сторон она изменена быть не может. В этом и заключается одно из главных отличий обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты сами их определяют в допустимых законом пределах.
Для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения
Правоотношения по своей экономической природе являются возмездно-неэквивалентными. Возмездными потому, что право на них зависит от участия в трудовой и иной деятельности, при выполнении которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию. Неэквивалентными потому, что применяется солидарный механизм финансирования. В случае введения накопительных элементов в пенсионное страхование правоотношения по выплате накопительной части пенсии по старости станут возмездными.
Видов правоотношений по социальному обеспечению столько же, сколько видов социального обеспечения, так как право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Объединенные целевой общностью эти правоотношения в совокупности представляют собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с другой— вместе с другими элементами составляет единое целое, обладающее общими признаками, присущими каждому элементу данной системы в отдельности. Таким образом, видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается с их целевой общностью.
Кто может рассчитывать на пенсию по потере кормильца?
Если говорить в общем – без привязки к определенному виду пенсии, то на выплаты имеют право иждивенцы. То есть те, кто находится на постоянном финансовом обеспечении кормильца. Это могут быть:
- нетрудоспособные родители (в том числе мачеха и отчим);
- дети до 18 лет;
- неработающие супруг или супруга;
- сестра или брат (если у них нет родителей);
- внук или внучка;
- дедушка или бабушка.
Стоит заметить, что люди, умышленно создавшие ситуацию, повлекшую гибель кормильца, не имеют никаких прав.
Механизм выплат и право на получение пенсии регулируются следующими законами:
- Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (статья 10);
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Все остальные категории получателей пенсии по потере кормильца могут получать либо страховую пенсию, либо социальную. Это делается по их выбору, либо СФР назначает ту пенсию, которая выходит больше.