Экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.
Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
Экологическая экспертиза
Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона «Об экологической экспертизе». В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.
Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:
- Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
- Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
- Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
- Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
- Достоверности и полноты предоставляемой информации.
- Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
- Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
- Гласности результатов.
- Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.
Конституционная ответственность за экологические правонарушения
Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экологические правонарушения, которую можно назвать конституционной. Установление этого вида ответственности связано с потребностями решения важнейшей задачи обеспечения единообразного законодательного регулирования общественных экологических отношений в пределах всего государства, что служит фактором укрепления российской федеративной государственности. Особенно актуальна эта задача для федеративного государства на его стадии формирования нового законодательства и становления основ федеративной государственности. Значение конституционной ответственности подтверждается практикой нормотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, характеризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов Конституции РФ, законам и другим нормативным правовым актам. Такая практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного Российского государства. Требование о соответствии установлено Конституцией РФ и другими актами.
Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, согласно статье 3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом.
Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке (ст. 27).
Согласно Федеральному закону обязанности по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов на уровне субъектов РФ возложены на законодательный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими своих полномочий.
При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государственной власти субъекта РФ федеральному законодательству, конституции (устава) субъекта РФ до принятия мер конституционной ответственности Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями (уставами). В случае возникновения разногласий при реализации этого права Президент России использует согласительные процедуры для их разрешения. Если не удается достичь согласованного решения, Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Законы субъекта РФ, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Что касается акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), актов органов исполнительной власти субъекта РФ, ст. 29 установила право Президент России приостановить их действие в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В период действия указа Президента России о приостановлении действия соответствующих актов высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом России, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.
Особенности экологических правонарушений: основные причины
Определение
Экологическое правонарушение — это общественно опасное противоправное виновное деяние, выраженное в действии или бездействии, которое совершает правоспособный и дееспособный субъект, причиняя экологический вред или нарушая права и законные интересы субъектов экологического права.
Среди признаков экологического правонарушения выделяют:
- противоправность — законный запрет на такой вид поведения;
- виновность;
- наказуемость — санкции за нарушение установленных запретов;
- нанесение экологического вреда;
- общественная опасность;
- определенный состав правонарушения.
Такие деяния считают общественно опасными, поскольку они посягают на установленный в государстве экологический правопорядок, а также на экологическую безопасность общества и конституционное право человека и гражданина на здоровую экологическую среду.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Эколого-правовая ответственность и ее виды
- Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
- — как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
- — как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);
— как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).
Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом.
Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды.
Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.
- Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.
- Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:
- — противоправность поведения;
- — причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.
Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:
- административная ответственность;
- уголовная ответственность;
- гражданско-правовая ответственность;
- дисциплинарная ответственность.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:
- имущественная;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная ответственность.
Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.
Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Для квалификации экологического правонарушения по УК РФ в действиях субъекта должен просматриваться косвенный умысел, т. е. он осознает негативные последствия предпринимаемых им действия, но, несмотря на это, продолжает их совершать. В некоторых случаях в действиях лица, подозреваемого в совершении преступления в области экологии, выявляется простая неосторожность, но она не может рассматриваться в качестве облегчающего вину обстоятельства.
Практика показывает, что в подобных делах возникает множество вопросов относительно применения законодательных норм. Ежегодно в судах увеличивается количество экологической направленности и большинство из них касается незаконной вырубки леса, ловле рыбы и прочих водных обитателей с нарушением норм права. Подобные преступные деяния всегда чрезвычайно трудно доказываются.
Уголовная ответственность за экологические правонарушения
Положения действующего законодательства являются прежде всего способом осуществления контроля за сбережением природных ресурсов. Подобный контроль вправе осуществлять не только государство, но и другие ответственные подразделения. Согласно правовым нормам экологический контроль может осуществляться:
- государством;
- муниципалитетом;
- обществом;
- промышленным предприятием, которое осуществляет контроль, призванный обеспечить безопасность производственной деятельности.
Ответственность в рамках КоАП РФ предусмотрена за правонарушения, которые не причинили серьезного вреда как здоровью человека, так и состоянию флоры и фауны. В других случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения.
Зачастую преступления, причиняющие вред окружающей среде, наказываются штрафом, размер которого находится в прямой зависимости от степени причиненного вреда. Но УК РФ предусматривает и другие меры наказания:
- обязательные работы, сроком до 480 часов;
- ограничение свободы, сроком не более 2 лет;
- арест. Подобный вид наказания часто применяется за загрязнение природных объектов;
- лишение свободы. Виновному в совершении деяния, которое может повлечь за собой возникновение экологической катастрофы, может грозить до 20 лет лишения свободы.
Группы смежных и дополнительных деяний
Есть составы преступных деяний, которые прямо не отнесены к экологическим, но содержат в себе такие признаки, а равно и к соответствующей категории лиц. В любом случае наступит уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
К числу смежных стоит отнести те, в число функций которых относят экологические. Но не всегда они могут считаться таковыми, как например отказ в предоставлении значимой информации, акт терроризма, регистрация сделок с землей вопреки установленным правилам.
Нельзя забывать и про дополнительные, которые направлены на интересы госслужбы, а также службы в иных органах власти. Особо проявляется дача взятки должностному лицу, равно, как и получение при осуществлении незаконной охоты. Проявляется с их стороны и халатность, когда они бездействуют в отношении определенных лиц, преступающих закон. Уголовная ответственность за экологические правонарушения ждет любого, кто преступит закон.
Это говорит о том, что каждое из преступлений относится к должностному лицу прямо или косвенно. В результате противоправности причиняется вред окружающей среде, защищаемой со стороны государства.
При выборе меры ответственности в ходе разбирательства в суде, должны быть учтены все факторы за и против, а также позволяющие уменьшить или наоборот сделать тяжелыми последствия. В любой случае человек получает судимость, которая идет с ним в ногу всю оставшуюся жизнь. Это скажется на выборе места работы, а также при выполнении иных значимых действий. Даже после полного погашения или снятия судимости, она будет оставлять негативный след.
Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.
В каких случаях наступает дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения может возникнуть при неисполнении или недобросовестном исполнении сотрудником своих обязанностей, результатом чего стало нарушение норм экологического права. То есть если работник совершил противоправное деяние в нерабочее время, то дисциплинарная ответственность к нему не применяется, но уголовное или административное наказание ему все равно грозит.
Схема выглядит следующим образом: действия работника, который не исполнил должным образом своих трудовых функций, причинили вред окружающей среде и нарушили требования экологического законодательства. Такие действия приводят к привлечению юрлица к административной или гражданско-правовой ответственности (например, в виде штрафа или необходимости компенсировать причиненный вред), а работодатель, в свою очередь, привлекает виновного работника к дисциплинарной ответственности.
Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является противоправное, виновное ненадлежащее исполнение или неисполнение работниками своих трудовых функций, которые непосредственным образом связаны с экологическими требованиями. Проступок должен находиться в тесной связи с исполнением трудовых функций и должностных обязанностей работником.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.
Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения
Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства (уголовного, административного, гражданского и др.)*.
Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также новые составы преступлений.
Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.
В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)
В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные составы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.
Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступление, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.
В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологического права — приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или наступление смерти человека в результате экологического преступления.
В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.
Административная ответственность установлена за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства.
Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что административная ответственность может быть возложена на юридических лиц — предприятия, организации и учреждения (ст. 84).
Большая часть рассматриваемых административных проступков представляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственности на природные ресурсы — незаконные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, самовольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.
МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ — АДМИНИСТРАТИВНАЯ
За нарушение экологического законодательства на предприятиях различных форм собственности чаще всего применяется административная ответственность. Административная ответственность регулируется КоАП, а также нормативноправовыми актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности, например:
- Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»1;
- Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»2;
- Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»3;
- Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»4 и т.д.
Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством5 .
⏹ Цель применения административной ответственности — восстановление социальной справедливости, предупреждение новых правонарушений со стороны правонарушителя, а также предупреждение правонарушений со стороны других лиц.
Правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.
⏹ Основания для наступления административной ответственности: наличие в деянии признаков состава экологического проступка; вина субъекта ответственности (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица).
⏹ Виды административных взысканий за экологические правонарушения. Наиболее часто применяемыми видами административных взысканий, предусмотренных за экологические правонарушения, являются:
- предупреждение, состоящее в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения;
- штраф, т.е. денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в ряде случаев — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.