Какими профессиональными качествами должен обладать психолог?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими профессиональными качествами должен обладать психолог?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Профессиональная этика
Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.
Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.
Чем занимаются профессиональные психологи?
-
Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.
-
Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.
-
Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.
-
Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Вот тут можно прочитать отзыв мамы, ребенку которой уже 23 года. А её книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .
Круг обязанностей специалиста
Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.
Спортивный психолог занимается:
- профессиональной ориентацией спортсменов;
- оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
- психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
- разработкой индивидуальных развивающих планов;
- выработкой полезных установок и личностных качеств;
- диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
- индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
- подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
- терапией психотравм;
- улаживанием внутрикомандных конфликтов;
- психологической реабилитацией.
Круг обязанностей специалиста
Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.
Гипнолог занимается:
- подготовкой к сеансам гипноза;
- приёмом пациентов;
- созданием доверительной атмосферы;
- выявлением источника проблемы;
- выстраиванием плана лечения;
- введением клиента в гипнотическое состояние;
- поиском эффективных образов и установок;
- выведением клиента из гипноза;
- коррекцией усвоенных клиентом установок.
Клятва детского психолога
(из книги Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000).
Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.
В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, — для тех, кто идет ко мне.
Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.
Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.
И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности
Требования к личности психолога в системе образования
С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скурпулезным аналитиком, экспериментатором.
2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.
Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Сегодня в школу пришли два типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относится рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школы; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ, где они работают: проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению его научных поисков.
Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречаются среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.
Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии психолога (см.: Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников//Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157).
Качества и навыки, которые рекомендуют развивать в себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.
Таблица 1
Психограмма профессии (психолог)
№ п/п | Личностные особенности, профессиональные изменения |
Внимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Тщательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |
Личностные качества психолога
В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.
За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.
Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.
В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.
Волевые качества личности
Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.
Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.
Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.
К волевым качествам личности относят следующие:
– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);
– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);
– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);
– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);
– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);
– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);
– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).
Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.
Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.
Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.
Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.
Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.
Каким должен быть современный психолог
Мы решили взглянуть на портрет психолога нашего времени. На основании наблюдений рекрутинговой компании World Staff, а также анализа украинского рынка труда, портрет профессионала данного направления получился таким.
Согласно данным сайтов по поиску трудоустройства, в основном работу психолога ищут женщины с высшим образованием, что показали 84% всех резюме, а также опытом работы в данной сфере до 2 лет – 72% резюме соответственно. Работу в Киеве ищут 52% соискателей на позицию психолога, 76% — на полную занятость.
Вариации трудоустройства психолога могут быть различны. Ими могут служить как специализированные центры, которые оказывают соответственные услуги, так и в штаты организаций и предприятий другого профиля, такие как – клинический психолог, школьный психолог, специалист по психологии труда на производстве и так далее.
В бизнесе психолог изучает влияние психологических, а также организационных факторов производства на деятельность работников фирмы или предприятия с целью разработать мероприятия по улучшению условий их труда и повышения эффективности работы.
Основные требования, которые выдвигает работодатель к потенциальному кандидату:
- высшее образование (психологическое);
- опыт работы свыше 1 года;
- знание ПК;
- знание иностранного языка (в западных компаниях);
- представительный внешний вид;
- отличные коммуникативные навыки;
- знание социальной психологии, психологии труда и управления;
- владение методикой изучения психологических особенностей трудовой деятельности работника.
Основные обязанности психолога:
- анализ психологического состояния работников, а также трудовых процессов;
- непосредственное участие в постановлении задач социального развития;
- изучение нарушений трудовой дисциплины, текучести кадров, малоэффективного труда, а также определение путей устранения причин, которые их вызывают;
- изучение зарубежного и отечественного передового опыта работы психологов;
- участие в оценке персонала и аттестациях;
- оценка соискателей при приеме на работу;
- консультация руководства предприятия по социально-психологическим проблемам управления производственным процессом и социального развития коллектива, и работников, которые занимаются трудовыми и кадровыми вопросами.
Зачастую, психолог подчиняется руководителю HR отдела, в некоторых случаях – директору. В подчинении у психолога никого нет. Также он может совмещать функции менеджера по оценке или подбору персонала.
Этический кодекс психолога
Психика — очень тонкая и деликатная штука. Неосторожное или неумелое действие психолога способно усугубить проблемы клиента и нанести ему вред вместо оказания помощи. Чтобы максимально избегать подобных осложнений, был выработан своеобразный свод этических правил, определяющих, каким должен быть психолог.
- Первое правило знакомо каждому выпускнику медицинского факультета: «Не навреди!»
- Соблюдение профессиональной тайны — второе непреложное правило. Все, о чем поведает психологу клиент, должно оставаться строго конфиденциальным.
- Психолог не должен давать советов. Его задача — помочь человеку самому разобраться и самому принять решения, не перевешивая ответственность на консультанта.
- Нельзя ни давить авторитетом на клиента, ни идти у него на поводу. Тактику выбирает не клиент, а психолог, и не иначе. Об этом нужно помнить и консультанту, и клиенту.
- Одно из самых важных правил: у консультанта не должно быть никаких личных отношений с клиентом.
Консультации проходят только в кабинете психолога, в определенное время, за определенную плату. Сеансы в кафе, в парке, или, тем более, на дому, считаются проявлением непрофессионализма и неуважения к клиенту.
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Профессиональные требования и личные качества
Работа психолога предполагает постоянное движение вперед и развитие. Но учтите, что специалисты в области психологии постоянно сталкиваются с эмоциональным напряжением, ведь им нужно иметь дело с чужим горем, страхами, упадком настроения и депрессией. Также данная работа предполагает высокий уровень ответственности, т.к. от его действий во многом зависит то, как быстро консультируемым людям станет лучше. Будущему психологу нужно обладать:
- высоким общим и эмоциональным интеллектом;
- терпимостью;
- умением успокаивать, сопереживать;
- наблюдательностью;
- тактичностью;
- чувством ответственности;
- умением хранить секреты;
- стрессоустойчивостью.
Также такой человек должен быть коммуникабельным и открытым, ведь нужно много общаться с клиентами, выясняя их боли и проблемы. Кроме того, психолог должен быть непредвзятым, чтобы личные убеждения не влияли на отношение к клиентам, ведь главная задача – это помочь разобрать человек с проблемами, а не внушить ему свою точку зрения.
Психотерапия может быть длительным процессом, который не всегда может соответствовать вашим потребностям и ожиданиям. Если один консультант не подходит для вас, это достаточно просто, найти кого-то другого. Хотя онлайн-терапия не рекомендуется для людей с серьезными психическими заболеваниями, она может быть именно тем шагом, который способен вам помочь начать жизнь, которую вы хотите больше всего.
Независимо от того, выбираете ли вы онлайн или личное консультирование, самое важное, что вам нужно сделать, — это получить помощь немедленно. Делайте это, пока вы мотивированы и до того, как ваши проблемы усугубятся
Примите решение и будьте готовы изменить свою жизнь к лучшему. Начните сейчас.
Сколько получают психологи в России
Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.
Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.