Депутат госслужащий или нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутат госслужащий или нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.
Является ли депутат Государственной Думы РФ государственным служащим?
Есть еще и другие запреты, которые действуют сегодня для граждан, избранных депутатами Госдумы. Речь идет о следующих моментах:
- заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая входит в список исключений;
- быть депутатом в субъектах федерации;
- заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц;
- быть поверенным или представителем третьих лиц в гос. органе, который находится в непосредственном подчинении;
- использовать для личных нужд материально-техническую базу или финансовые источники, иное государственное имущество;
- получать гонорары за публикации или выступать в роли госслужащего;
- получать вознаграждение (подарки, кредиты, деньги, оплату расходов) от компаний или граждан, связанное с исполнением каких-либо обязанностей по должности, причем, даже после выхода на пенсию;
- принимать награды или звания без разрешения Президента РФ, внутри страны или от других государств и организаций;
- пользоваться денежной помощью компаний или физ. лиц при поездке за границу, кроме ситуаций с поездками по международным соглашениям;
- участвовать в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах других политиков или организаций.
Все ограничения правомочны и по сей день. Любо нарушение может привести к завершению депутатской карьеры чиновника.
Закончить представленный материал можно несколькими выводами:
- Каждый гражданин, ставший депутатом, обязан не только выполнять возложенные на него обязанности, но и соблюдать некоторые правила. Подробности прописаны в федеральном законодательстве.
- Депутатам запрещается заниматься любой деятельностью, приносящей прибыль, кроме творческой и педагогической.
За нарушение таких требований, к депутату будут применены меры, и чиновник обязан будет сложить свои полномочия.
- чиновникам;
- госслужащим;
- депутатам;
- сенаторам;
- судьям;
- заместителям руководителей федеральных органов власти (заместителям министров);
- мэрам городов;
- главам муниципальных районов;
- кандидатам в депутаты Госдумы РФ.
- иностранные счета;
- облигации;
- ценные бумаги;
- дорожные чеки.
Также чиновникам запрещено хранить в зарубежных банках не только деньги, но и любые ценности.
В Российской Федерации к государственным служащим относят работников МЧС, полиции, медперсонал государственных ведомств, санэпидемслужб и т. д., военных всех родов войск, работников судебной системы, депутатов всех уровней, чиновников аппарата Президента, Правительства и других органов исполнительной власти(коих не счесть: комитеты, министерства, объединения, союзы, думы).
Госслужащие.Это люди, которые работают НА Государство.Это люди, которые ЗА Государство!Не важна профессия или должность.А Государство, это сами люди, Единство людей.Все люди, проживающие в стране, все коренные жители.Так как Государство, это Единый организм.Если же какая-то часть людей начинает себя выделять, мол они важнее.
Является ли депутат заксобрания государственным служащим?
Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.
Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.
Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.
Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).
Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.
Председатель государственной думы в России — лицо значимое. Полномочия председателя длятся 5 лет и заканчиваются вместе с окончанием созыва думы.
В обязанности председателя входит:
- предоставление информации о законопроектах действующим депутатам;
- решать спорные вопросы между федеральными и региональными элементами;
- проводить заседания палаты;
- руководить думой, назначать руководителей.
Должность значимая и можно предположить, что президент РФ назначает председателя Государственной думы, но это не так. Избранные депутаты путем тайного голосования выбирают председателя из числа кандидатов. Каждая фракция выдвигает своего претендента. Выборы считаются состоявшимися, если за одного кандидата отдано не менее 50% голосов. В противном случае назначается второй этап, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших максимальное количество голосов.
Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.
По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование — федеральный референдум.
С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).
Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:
- если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
- если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
- если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.
Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2021 г. этот перечень включает следующие должности:
- президент Российской Федерации;
- председатель Правительства Российской Федерации;
- Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
- министр Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- министр Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Федеральный министр;
- Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
- постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
- руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
- судья Конституционного Суда Российской Федерации;
- председатель Верховного Суда Российской Федерации;
- первый заместитель, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- судья Верховного Суда Российской Федерации;
- генеральный прокурор Российской Федерации;
- председатель Следственного комитета Российской Федерации;
- секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
- уполномоченный по правам человека;
- уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
- руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- председатель Счётной палаты;
- заместитель председателя Счётной палаты;
- аудитор Счётной палаты;
- председатель Центрального банка Российской Федерации;
- председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
- председатель федерального суда;
- заместитель председателя федерального суда;
- судья федерального суда;
- генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.
Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.
На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.
Кто относится к госслужащим в России
Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:
-
Государственная гражданская служба. Она включает в себя профессиональную служебную деятельность в федеральном аппарате власти в различных органах.
- Военная служба. Сейчас военная служба в полной мере относится к государственной, однако предусматривает специфические виды нормативного правового регулирования, а также ряд дополнительных гарантий, предоставляемых военнослужащим за счет их статуса.
- Иные виды государственной службы. Помимо указанных ранее видов государственной службы, также предполагается предоставление статус госслужащих широкому спектру и других лиц в различных федеральных органах и структурах.
Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации
Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:
-
Работники региональных властей и муниципальных органов. Несмотря на то, что муниципальные служащие обладают статусом во многом тождественным госслужащим, они с точки зрения юридической системы не являются государственными служащими, так как в первую очередь они представляют не все государство в целом, а конкретные регионы.
- Трудящиеся государственных предприятий. В Российской Федерации есть множество стратегических предприятий, управление которыми через владение контрольным пакетом осуществляет Российская Федерация как государство. В то же время работники таких компаний не обладают дополнительными социальными гарантиями и не считаются госслужащими в принципе.
- Судьи. Лица, занимающиеся отправлением правосудия в Российской Федерации, не являются госслужащими. Они относятся к обособленной категории лиц, обладающими иными принципами правового регулирования. Однако, лица, которые обеспечивают обслуживание работы судебного аппарата, уже считаются государственными служащими.
- Работники бюджетных учреждений. Более подробно о том, чем госслужащие отличаются от бюджетников, и почему это не одно и то же — можно будет прочитать далее. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает из человека государственного служащего.
Депутат Госдумы — какой деятельностью он не может заниматься на службе
Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:
Государственная гражданская служба. Она включает в себя профессиональную служебную деятельность в федеральном аппарате власти в различных органах.
- Военная служба. Сейчас военная служба в полной мере относится к государственной, однако предусматривает специфические виды нормативного правового регулирования, а также ряд дополнительных гарантий, предоставляемых военнослужащим за счет их статуса.
- Иные виды государственной службы. Помимо указанных ранее видов государственной службы, также предполагается предоставление статус госслужащих широкому спектру и других лиц в различных федеральных органах и структурах.
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
- Государственный университет управления (г. Москва);
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
- Новосибирский государственный университет экономики и управления;
- Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.
Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее.
Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: “государственное и муниципальное управление”, “региональное управление”, “муниципальное управление”, “государственное регулирование экономики” и др.
В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.
Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:
Сегодня государственный служащий – это сотрудник, работающий в федеральных или региональных органах власти. Вся госслужба делится на два вида: гражданскую и военную. Чиновникам заработную плату выплачивают из местного или федерального бюджета, военнослужащим – из бюджета Министерства обороны.
В основном, граждане работают на таких местах:
Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.
В структуру заработной платы государственного служащего входят:
- должностной оклад;
- ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
- надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
- надбавка за классный чин;
- премия;
- материальная помощь при оформлении отпуска.
Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:
- бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
- оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
- оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
- возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
- компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
- бесплатное повышение квалификации;
- повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.
Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.
Законодательством РФ установлены определенные требования, кто может занимать, а также замещать государственные должности:
- достаточный уровень необходимого образования;
- владение необходимыми навыками по рабочей специальности и конкретному направлению;
- достаточный служебный стаж;
- свободное владение определенными умениями и навыками, характерными для должности.
Так, для руководителей, их помощников и специалистов обязательно наличие высшего образования (магистратуры или полного), специалисты могут владеть только бакалавриатом, а обеспечивающие специалисты должны иметь среднее профессиональное образование.
Аналогично выставлены и требования по стажу таких работников:
- руководители, их помощники и специалисты должны проработать более 4 лет;
- средние специалисты должна иметь стаж не менее 2 лет;
- обеспечивающие специалисты могут быть приняты без стажа.
Таким образом, к госслужащим относятся все, кто работает в государственных органах законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом получает зарплату из бюджета РФ или субъекта РФ.
Описание и характеристика профессии
Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.
Основными местами работы госслужащих выступают:
- Администрация Президента;
- Правительство РФ;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- министерства и различные федеральные ведомства;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации;
- силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).
Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.
Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:
- Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
- Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
- Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
- Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
- Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.
В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.
Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Кого не примут на государственную службу
Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:
- наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
- наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
- наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
- отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
- отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
- подача документов с заведомо ложными сведениями;
- наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
- отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
- утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
- непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.
Список профессий госслужащих
На службе у государства находятся следующие специалисты:
- государственные советники;
- референты госслужбы;
- секретари на государственной службе;
- военные;
- сотрудники полиции;
- сотрудники МЧС;
- сотрудники санэпидслужбы;
- судьи;
- судебные приставы.
Депутат это госслужащий или нет
Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.
Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.
Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.
Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.
Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).
Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.
Председатель государственной думы в России — лицо значимое. Полномочия председателя длятся 5 лет и заканчиваются вместе с окончанием созыва думы.
В обязанности председателя входит:
- предоставление информации о законопроектах действующим депутатам;
- решать спорные вопросы между федеральными и региональными элементами;
- проводить заседания палаты;
- руководить думой, назначать руководителей.
Должность значимая и можно предположить, что президент РФ назначает председателя Государственной думы, но это не так. Избранные депутаты путем тайного голосования выбирают председателя из числа кандидатов. Каждая фракция выдвигает своего претендента. Выборы считаются состоявшимися, если за одного кандидата отдано не менее 50% голосов. В противном случае назначается второй этап, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших максимальное количество голосов.
Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.
По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование — федеральный референдум.
С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).
Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:
- если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
- если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
- если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.
Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2021 г. этот перечень включает следующие должности:
- президент Российской Федерации;
- председатель Правительства Российской Федерации;
- Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
- министр Российской Федерации — полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе;
- министр Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Федеральный министр;
- Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
- постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
- председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
- первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
- руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
- председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
- председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
- судья Конституционного Суда Российской Федерации;
- председатель Верховного Суда Российской Федерации;
- первый заместитель, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- судья Верховного Суда Российской Федерации;
- генеральный прокурор Российской Федерации;
- председатель Следственного комитета Российской Федерации;
- секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
- уполномоченный по правам человека;
- уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
- руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- председатель Счётной палаты;
- заместитель председателя Счётной палаты;
- аудитор Счётной палаты;
- председатель Центрального банка Российской Федерации;
- председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
- председатель федерального суда;
- заместитель председателя федерального суда;
- судья федерального суда;
- генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Есть еще и другие запреты, которые действуют сегодня для граждан, избранных депутатами Госдумы. Речь идет о следующих моментах:
- заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме той, которая входит в список исключений;
- быть депутатом в субъектах федерации;
- заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц;
- быть поверенным или представителем третьих лиц в гос. органе, который находится в непосредственном подчинении;
- использовать для личных нужд материально-техническую базу или финансовые источники, иное государственное имущество;
- получать гонорары за публикации или выступать в роли госслужащего;
- получать вознаграждение (подарки, кредиты, деньги, оплату расходов) от компаний или граждан, связанное с исполнением каких-либо обязанностей по должности, причем, даже после выхода на пенсию;
- принимать награды или звания без разрешения Президента РФ, внутри страны или от других государств и организаций;
- пользоваться денежной помощью компаний или физ. лиц при поездке за границу, кроме ситуаций с поездками по международным соглашениям;
- участвовать в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах других политиков или организаций.
Все ограничения правомочны и по сей день. Любо нарушение может привести к завершению депутатской карьеры чиновника.
Плюсы и минусы работы госслужащим
Несмотря на высокие цели, работа на государство имеет свои преимущества и недостатки.
Всем известно, что зарплата госслужащих невелика (примерно 20-30 тысяч рублей в зависимости от региона). Мы не говорим о разделении на должности, ведь начальство всегда получает несколько больше рядового служащего. Мы берем лишь среднестатистические значения.
Доходы не складываются из одного лишь оклада. От работы госслужащим получают и другие «плюшки»:
- Стабильность. Прием на работу госслужащего никак не зависит от кризисов, экономической или политической ситуации в стране. При этом надо знать, что в любой коммерческой организации всегда будут колебания в зависимости от стабильности курса валют, экономической ситуации в стране, цены на бензин.
- Пенсионные отчисления. Все госслужащие получают «белую» зп, что при любом раскладе обеспечивает их гарантированной пенсией (причем достойной). Ведь отчисления в пенсионный фонд идут при любых условиях.
- Карьерный рост. При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
- Социальная льготы. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким.
Социальные льготы госслужащим бывают нескольких видов:
- дополнительный отпуск и выплаты: надбавки за выслугу, за особые условия труда, за работу с соблюдением государственной тайны, единовременная оплата перед отпуском (равная двум зарплатам), законные 30 дней отпуска (против 28 дней у обычных гражданских) + дополнительные 10 дней в зависимости от стажа;
- жилищные льготы госслужащим: предоставление жилья (при отсутствии собственного) или компенсация арендной платы, субсидии чиновникам для приобретения собственной квартиры, скидки на оплату коммунальных услуг;
- дополнительная пенсия за выслугу лет;
- оплата проезда (полная/скидка) или компенсация топлива при использовании личного авто;
- лечение в государственных лечебных учреждениях за счет бюджета;
- возможность отдыхать в государственных пансионатах и санаториях на льготных условиях.
Чиновники – это кто? Краткий ликбез
Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.
Рассматривая вопрос более детально, поневоле заинтересуешься тем, откуда произошел термин, когда его стали использовать и почему. Приблизительно в XVIII в. Русь вышла на «мировую арену».
Пока еще в кавычках. Но определенные связи с соседями стали более тесными и динамичными. В таких условиях понадобились люди, занимающиеся всевозможной деятельностью, касающейся упорядочения действий государства.
Петр Первый, по примеру европейских держав, решил упорядочить деятельность лиц, которые ему служили. Был принят Табель о рангах, который фактически породил чиновников. Можно сказать, что 24 января 1722 г.
(дата подписания документа) стал днем рождения этого класса.