Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Закон об иностранном агенте нко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В первую очередь, потому что это клеймо — мы не можем согласиться с мнением, что это обычный термин. Очевидно, что «иностранный агент» воспринимается людьми именно как враг народа — об этом говорят социологические исследования».
С начала 2015 года в России признали иностранными агентами десятки некоммерческих организаций. Иностранные агенты — привлекают зарубежные деньги в экономику России и «отрабатывают» иностранные деньги с какими-то целями? Плохо или «ничего страшного» в том, что НКО — иностранный агент?
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника Репутация, аудит, штрафы «За эти годы власти добились огромных «успехов»: есть регионы, где просто не осталось правозащитных некоммерческих организаций.
Содержание:
Признали агентом и дали президентский грант
Помимо удара по репутации, закон принес и другие сложности: аудит раз в год и существенные штрафы. К примеру, материалы, издаваемые и (или) распространяемые агентом, должны сопровождаться указанием его статуса. Макс Оленичев, руководитель юридической службы Клуба юристов НКО, приводит такой пример: «В январе этого года умер академик, лидер экологического движения Алексей Яблоков. Наш клиент — НКО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» опубликовала у себя на сайте некролог. Так как они были включены в реестр иностранных агентов, у них на портале была информация об этом, но на конкретной странице с некрологом они ее не поставили. На основании этого факта Роскомнадзор возбудил дело об административном правонарушении. Это дело реально пошло в суд, но нам удалось добиться его прекращения».
Согласно закону, финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов».
Закон об «иностранных агентах», являясь по своей сути неправовым, противоречащим и по букве, и по духу как Конституции России, так и ратифицированной Российской Федерацией Европейской конвенции по правам человека, на практике существенно ограничивает право граждан на объединения и общественную деятельность и подлежит полной отмене.
Ассоциации «Голос» и её исполнительному директору были назначены административные штрафы в 300000 рублей и 100000 рублей соответственно. В вину был вменен всего один эпизод — присуждение международной премии (от которой Ассоциация отказалась).
Путин запретил российским авиакомпаниям полеты в Грузию
В понедельник комиссия правительства по законопроектной деятельности должна одобрить поправки в закон об иностранных агентах, подготовленные Минюстом еще в прошлом году. Документ ужесточает отчетность для таких некоммерческих организаций (НКО): они должны будут не только предоставлять в Минюст ежегодный аудиторский отчет и ежеквартальный доклад о своей деятельности, но и сообщать об утвержденных программах и проводимых мероприятиях в течение трех дней с момента утверждения или принятия решения о проведении. Госслужащим запретят участвовать в создании и деятельности НКО-агентов, а если российское юрлицо, перечисляющее средства НКО, в течение года получало деньги от иностранцев, оно должно предупреждать об этом организацию. Эксперты Венецианской комиссии проанализировали закон РФ «Об иностранных агентах» и рекомендовали российским властям пересмотреть режим отдельной регистрации для НКО.
Тот факт, что мы одни из следующих в списке неугодных Западу режимов, стал очевиден. В декабре 2011 года и в марте 2012 года прошла серия митингов на Болотной площади, которые стали первыми сигналами к необходимости принятия кардинальных мер по укреплению национальной безопасности страны в рамках правового поля.
Разработка и принятие закона об «иностранных агентах» проходили в контексте разворачивавшейся волны политического протеста 2011-2012 гг. и ответного наступления властей на гражданские свободы. Закон об «иностранных агентах» приводит к стигматизации деятельности конкретных НКО, и ставит их в неравные условия работы по сравнению с другими организациями, что не позволяет им работать эффективно и выполнять свою общественную функцию. Более 20 НКО уже самоликвидировались.
Нарушений не нашли, но осадок остался
Российский закон «об иностранных агентах» позволяют себе критиковать все, начиная от Комитета по правам ребенка ООН до обществ собаководов. Разнообразные любители влиять на внутреннюю политику других стран через неправительственные организации кричат повсюду, что, дескать, нет в России демократии, дескать, тирания у вас царит и вообще пора вам режим менять. Но уместна ли вообще какая-либо критика этого закона, тем более, что, как показывает опыт других стран, российский закон «об иностранных агентах» даже слишком либерален да ещё и к тому же пока плохо действует, благодаря самим же «иностранным агентам».
Принят Государственной Думой 13 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года, подписан Президентом 20 июля 2012 года. Вступил в силу 21 ноября 2012 года.
Новый закон определяет любую общественную активность как политическую, и требует, чтобы независимые неправительственные организации, получающие деньги из-за границы, были заклеймены как «иностранные агенты», — выражение, несущее ясный оттенок предательства.
До 3 июля представители экспертного сообщества НКО собирали комментарии и поправки к тексту. 6 июля законопроект был принят в первом чтении практически единогласно. 13 июля законопроект был принят во втором и третьем чтении с учетом поправок президента. 18 июля одобрен Советом Федерации.
Федеральный чиновник подтвердил, что законопроект будет рассматриваться комиссией: «Он старый, долго согласовывался, сейчас дозрел под разные поручения, которые давались по теме НКО». Помимо удара по репутации, закон принес и другие сложности: аудит раз в год и существенные штрафы. К примеру, материалы, издаваемые и (или) распространяемые агентом, должны сопровождаться указанием его статуса. Макс Оленичев, руководитель юридической службы Клуба юристов НКО, приводит такой пример: «В январе этого года умер академик, лидер экологического движения Алексей Яблоков. Наш клиент — НКО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» опубликовала у себя на сайте некролог. Так как они были включены в реестр иностранных агентов, у них на портале была информация об этом, но на конкретной странице с некрологом они ее не поставили. На основании этого факта Роскомнадзор возбудил дело об административном правонарушении.
Когда в 2014 году Минюст стал активно побуждать НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов», НКО реагировали по-разному. Одни решили больше не брать иностранных денег, другие закрыли свои организации и открыли новые, третьи сделали все возможное, чтобы быть исключенными из реестра.
Считает Amnesty International, публикуя свой ежегодный доклад о соблюдении прав человека в мире. Ситуация с правами человека в мире заметно ухудшилась. Среди общемировых проблем заметную роль играют российские.
Мы, например, проводили программные просветительские мероприятия для журналистов, у нас существовал независимый пресс-центр, больше 20 лет обеспечивали рабочие места, платили налоги. Многочисленные пристрастные проверки не выявили нарушений со стороны ИРП. Подозрение, что я являюсь террористкой и экстремисткой, спустя десять с половиной месяцев допросов, опросов, изучения документов и публикаций также рассеялось, о чем мне сообщили, прислав соответствующий документ».
Весной и летом 2012 году в Государственной Думе проходили обсуждения изменений в законодательство об НКО, которые вводили понятие «иностранный агент». Как видно из стенограммы заседания Государственной Думы 13 июля 2012 года разработчики закона не скрывали, что не только идейно опирались на закон США под названием FARA (Foreign Agents Registration Act), но и целиком заимствовали его постулаты.
Но тем не мене Закон об НКО — иностранных агентах, как говорится, «попал в точку». Он заставляет тех, кто получает деньги из-за рубежа, вылезать из полуподполья на свет Божий. И всем рассказывать, на чьи деньги и чем они в России занимаются. Им это делать неудобно, неприятно.
«Это было Вау!» История с Иваном Голуновым вернула студентам журфаков профессию
В связи с этим обращается особое внимание на крайне широкое определение понятия «политическая деятельность» в тексте закона.
Закон вводит понятие «НКО, выполняющая функции иностранного агента» и предписывает Минюсту вести реестр таких организаций. «Иностранными агентами» признаются НКО, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью. На такие НКО налагается ряд дополнительных обязательств: они должны отчитываться в Минюст ежеквартально, а не раз в год, и маркировать все свои информационные материалы соответствующей меткой о выполнении «функций иностранного агента». Для НКО и их руководителей, не соблюдающих нормы этого закона, предусматривается административная и уголовная ответственность — от штрафов (в диапазоне от 30 до 300 тысяч рублей) до лишения свободы на два года.
По результатам проверки 4 октября 2016 года Минюст РФ признал Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» «иностранным агентом». Организация обжаловала это решение в суд. 16 декабря 2016 года Замоскворецкий суд г. Москвы отказал «Мемориалу» в признании решения Минюста незаконным.Суд подтвердил вывод Минюста о том, что «Мемориал» не является международной организацией, а также о том, что деятельность «Мемориала» является политической.
Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить своё право на свободу ассоциации», подчеркнув, что «организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы» . По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать специальному контролю правозащитников, вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека».
Захват с переворотом. Смена власти в «ЛНР» стала сюрпризом для Москвы и Киева
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выполняющие функции иностранного агента НКО обязаны маркировать распространяемые ими материалы. Автором справки сделан анализ правовой базы и правоприменительной практики, связанной с этим вопросом.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже объединил около 60 жалоб некоммерческих организаций и гражданских активистов на закон об «иностранных агентах», поданных в международную инстанцию. «Суд начал рассматривать эти дела в апреле и направил представителям много вопросов, — отмечает Каневская. — 17 сентября мы получили ответ Российской Федерации на русском языке, до 20 ноября они должны направить текст на английском. Мы тоже готовим общий ответ».
В законе оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в сфере содействия благотворительности и добровольчества.
В законодательствах ряда стран иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства; на деятельность таких иностранных агентов налагаются ограничения.
РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» был подписан президентом РФ 20 июля 2012 года.
Разработка и принятие закона об «иностранных агентах» проходили в контексте разворачивавшейся волны политического протеста 2011-2012 гг. и ответного наступления властей на гражданские свободы. Новый президентский срок В. Путина ознаменовался закреплением в официальном политическом и медийном дискурсе антизападной и изоляционистской риторики. Именно необходимостью защитить российских граждан от вмешательства во внутреннюю политику иностранных государств инициаторы закона обосновали его принятие.
Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что в преддверии выборов «вопрос использования НКО в геополитической борьбе становится особенно актуальным». По его словам, НКО нашли способ обходить закон, получая иностранные деньги от российских юрлиц и «таким образом не подпадая под статус агента».