Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Закон о раздельном сборе мусора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При этом схемы обращения с отходами должны будут проходить процедуру общественного обсуждения перед их утверждением. Кроме этого устанавливаются требования, предъявляемые к площадкам накопления отходов.
Раздел документа, описывающий полномочия органов власти на местах в части обращения с твердыми коммунальными отходами начнет работать с 1 января 2019 года. Тогда же вступит в силу положение о правилах накопления ТКО, утвержденных федеральным правительством, и порядке накопления (в том числе, раздельного), который утверждается органом исполнительной власти на уровне субъекта. Наиболее важные положения нового законодательства В соответствии с текстом закона о раздельном сборе мусора, с 2018 года региональные власти должны согласовывать с жителями местонахождение полигонов, заводов по сжиганию мусора и сортировочных станций.
Законом устанавливается, что власти регионов должны будут согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных заводов и полигонов. При этом каждый субъект определит, какое количество отходов необходимо собирать раздельно.
Содержание:
Как заключить договор о вывозе мусора?
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зеленых» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом уровне давно налажена и работает как часы. В нашей стране фактически не существует ни логичной и работающей законодательной базы, ни механизмов внедрения и управления раздельным сбором отходов. Государство упорно считает, что население не готово проводить раздельный сбор. Внедрение такого механизма обращения с отходами – дело долгое, затратное, сложное. Гораздо проще вывозить отходы на мусорные полигоны или мусоросжигательные заводы. Поправки вводят обязательное общественное обсуждение территориальных схем и упрощают сбор опасных отходов. Но недочетов — больше.
2. Федеральное законодательство о раздельном сборе
Теперь российские регионы будут обязаны через публичные слушания согласовывать с гражданами схемы размещения отходов, в том числе и расположение полигонов, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов и сортировочных станций.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
В стране на протяжении многих лет взимается экологический сбор, средства которого теперь предполагается направлять на создание утилизационных мощностей. Работающие в регионах с ТКО операторы в обязательном порядке должны будут использовать территориальные схемы обращения с отходами. Под ними как раз и понимается перечень мест, используемых для сортировки, сжигания и захоронения мусора. Утверждение таких схем по новым правилам будет происходить только после проведенных публичных слушаний. Введение территориальных схем обращения с ТКО нужно, в том числе, для того, чтобы прекратить нерациональную практику с утверждением Росприроднадзором на федеральном уровне планов по расположению каждого мусорного бака.
Особую актуальность обретает раздельный сбор. С 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная реформа», которая предусматривает существенные изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь за обращение с отходами отвечает региональный оператор, а в платежных квитанциях россиян появится отдельная строка с платой за вывоз мусора, которая будет рассчитываться по тарифам.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года
Частично будут затронуты вопросы взаимоотношений управляющих компаний с мусоровывозящими организациями, появления региональных операторов по обращению с отходами и формирования территориальных схем работы с ТКО. 31 декабря 2017 года Президентом России был подписан 503-ФЗ, закрепляющий в нашей стране раздельный сбор твердых бытовых отходов. В документе также содержатся меры, которыми физических лиц и организации будут стимулировать сортировать выбрасываемый мусор. Законодательство о раздельном сборе мусора рассчитано на многолетнюю реализацию и постепенный переход на цивилизованные нормы обращения с отходами. Чиновники предполагают, что для полноценного введения в действие всех заложенных в документе положений потребуется 10-15 лет.
Известно, что на Москву и Московскую область приходится 16% всего объема мусора РФ, и все знают о проблемах с полигонами в этом регионе. Однако такая ситуация по всей стране. Так, в Сыктывкаре действующий полигон загрязняет воздух из-за неправильной эксплуатации, в Сочи мусоросортировка не справляется с потоком отходов, и вскоре запускается мусоросжигательная ТЭС. Власти и бизнес видят решение проблемы в строительстве мусоросжигательных заводов, однако это идет вразрез как с нуждами экологической обстановки, так и с мнением местных жителей. Никто не хочет жить рядом с таким заводом, также, как и рядом с полигоном отходов, особенно старого образца, переполненным сверх нормы и с постоянно горящими отходами.
В законе говорится о необходимости общественного обсуждения территориальных схем, но не уточняется, как население сможет влиять на процесс принятия решения. Нет механизма пересмотра уже принятых терсхем с участием общественности. Законом вводятся их электронные модели, благодаря которым граждане смогут контролировать процессы обращения с отходами в регионе. Но из этой схемы граждане не смогут узнать о критериях начисляемого тарифа, о том, куда пойдут потоки отходов, а также отследить движение мусоровозов в реальном времени.
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их транспортировки;
- порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
- основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.
Как пояснил Владимир Бурматов, председатель комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды, депутат от «Единой России», нововведения позволят снять напряжение, которое периодически возникает между властями регионов и жителями российских субъектов.
Закон позволяет без лицензии заниматься накоплением отходов магазинам и домохозяйствам. Домохозяйства смогут продавать вторсырье напрямую, а производители товаров получат возможность наладить систему специализированного сбора. Средства экологического сбора теперь пойдут на создание мощностей по утилизации. Территориальные схемы по обращению с отходами станут обязательными для региональных операторов.
Президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает правила обращения с отходами и закрепляет раздельный сбор мусора в России. Документ опубликован в воскресенье на официальном интернет-портале правовой информации.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая вносит изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Они касаются участия организаций в деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходах на территориях соответствующих муниципальных районов. Одобренный народными избранниками закон вводит такие понятия, как «сбор отходов», «накопление отходов», «отходы от использования товаров».
Но из этой схемы граждане не смогут узнать о критериях начисляемого тарифа, о том, куда пойдут потоки отходов, а также отследить движение мусоровозов в реальном времени.
Полезные документы: Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Сопроводительное письмо для направления документов ОСС в РСО о заключении договоров предоставления коммунальных услуг Образец сопроводительного письма для направления документов ОСС в РСО о заключении договоров предоставления КУ Нужен другой документ 2018 год будет для закрепленных в законодательстве изменений переходным и подготовительным периодом.
Например, закон вводит тариф на обработку отходов. Мы считаем его необоснованным. Непонятно, почему население должно за это платить. Ведь продажа вторичного сырья и произведенные из него товары приносят прибыль в первую очередь сборщикам и переработчикам отходов.
Гринпис, ратующий за раздельный сбор отходов, составил рейтинг доступности раздельного сбора мусора в нашей стране. В Москве баки для вторсырья во дворе есть только у 11% жителей, в Санкт-Петербурге – всего у 2.3%. Лидером стали Мытищи – 93% жителей имеют доступ к раздельному сбору. Составленный рейтинг учитывал соотношение численности населения и числа контейнерных площадок для сбора вторичного сырья (хотя бы одного контейнера для вторсырья). Если смотреть в целом по стране, только 14,5% жителей городов могут разделять мусор в разные контейнеры, при этом на сортировку уходит около 9% ТКО (в Европе этот показатель стремится к 42%).
Также с 1 января 2019 года вступает в силу следующее положение закона: «Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Также с 1 января 2019 года вступает в силу следующее положение закона: «Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения. Поправки вводят обязательное общественное обсуждение территориальных схем и упрощают сбор опасных отходов. Но недочетов — больше.
Например, закон вводит тариф на обработку отходов. Мы считаем его необоснованным. Непонятно, почему население должно за это платить. Ведь продажа вторичного сырья и произведенные из него товары приносят прибыль в первую очередь сборщикам и переработчикам отходов.
В законе говорится о необходимости общественного обсуждения территориальных схем, но не уточняется, как население сможет влиять на процесс принятия решения. Нет механизма пересмотра уже принятых терсхем с участием общественности.
Ваша информация принята. Благодарим за участие.
У каждого субъекта остается право для самостоятельного определения того, какое количество ТКО будет собираться в раздельном режиме. Накопление отходов – лицензируемая деятельность, так как она способна оказывать негативное воздействие на окружающую среду и самочувствие людей. 503-ФЗ позволяет заниматься этим без оформления лицензии домохозяйствам и магазинам. Граждане смогут напрямую продавать вторичное сырье, а у производителей товаров появится возможность налаживания системы специализированного сбора.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Также в нем указана необходимость общественного обсуждения территориальных схем обращения с отходами перед их утверждением и устанавливаются к требованиям площадок накопления отходов.