Очередные выборы проводятся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Очередные выборы проводятся». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Примерами всеобщих выборов могут служить президентские и парламентские выборы в стране, а частич­ных — довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политиче­скими партиями. Различаются, например, избирательные систе­мы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяс­нить подлинный смысл программ политических партий, борю­щихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана де­мократическая власть.

Ссылки для упрощенного доступа

В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Однако для того чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей, их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным.
В настоящее время в Российской Федерации принцип выборности в той или иной форме распространяется не только на депутатов (членов) законодательного (представительного) органа и высших должностных лиц исполнительного органа государственной власти, но и на состав иных государственных органов (в частности, в некоторых субъектах Российской Федерации в ходе прямых выборов избираются члены Конституционного Собрания), то есть на государственные органы, как входящие в систему разделения государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы), так и не входящие в указанную систему (Конституционное Собрание).

Государственное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Форум – Инфра. М, 1998. С. 300–301; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 199–200.
Поведение избирателей и кандидатов в депутаты в странах с развитой демократией характеризуется как автономное и целерациональное. В то же время, общественное мнение не всегда в состоянии воздействовать на государство и высших должностных лиц, которые устанавливают различные цензы, правила и способы проведения выборов. В такого рода обществах выборы выступают как реальный механизм формирования политических элит. Они позволяют населению воздействовать на официальный политический курс, модифицируя его в соответствии со своими потребностями.

Основные выборы проводятся по причине истечения срока полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица, либо по причине досрочного прекращения полномочий данного органа или должностного лица (во втором случае они именуются досрочными выборами). Повторные выборы проводятся в случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися или их результаты были признаны недействительными.

Существует и такая разновидность выборов, как непрямые или косвенные. Это означает, что кандидат избирается не гражданами страны, а определенные выборщики или органы власти, выбранные избирателями.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др.
В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель)*.

Классификация выборов по процедуре проведения

Выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями — гражданин на выборах непосредственно (лично) голосует за кандидата (список кандидатов) или против него (списка кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется на ступенчатой, должностной или территориальной основе. Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации — федерального парламента — является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования.

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента. Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами.

Если принять за исходное основание классификации разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

В случае досрочного сложения полномочий депутата дополнительные выборы проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий. В случае, если после досрочного сложения полномочий нескольких депутатов коллегиальный орган власти остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы всего состава. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Выборы назначает орган или должностное лицо, уполномоченные на это законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации, а выборы Государственной Думы – Президент Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[XVII]региональные выборы назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практиче­ски не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не мо­жет быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все мог­ли выразить свою волю, а государственная власть — быть создан­ной и действовать в соответствии с этой волей.

Выборы — это такой демократический по своей природе и сущнос­ти способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого по­ставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной проце­дуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер, происходят в условиях несвободы и полицейской слежки и поэтому не могут быть признаны подлинными выборами.

В 1990-е годы в России избирался двухпалатный парламент, состоявший из нижней (Государственная Дума) и верхней (Федеральный совет) палат, а также региональные и местные органы представительной власти. В 2000 г. функции верхней палаты были серьезно изменены в сторону централизации власти.

Итак, технология развертывания гражданского общества происходит через демократические выборы. Продолжительность же перехода от авторитаризма к демократии исчисляется десятилетиями, поколениями и сериями демократических выборов. Чем меньше практического опыта многопартийности, чем неблагоприятнее социально-демократические условия, способствующие выработке политической терпимости, тем необходим больший временной интервал.
Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком — все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком — та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их предста­вителей или за данного независимого депутата. Величина электората в первом смысле зависит от численности населения страны и степени демократичности действующего в ней избирательного права, а также от того, о каких именно выборах идет речь (общегосударственных, регио­нальных или местных).

Можно выделить и несколько общих характеристик, обусловленных природой демократии как основанного на выборах политического соперничества.

Определенное влияние на перспективы и особенности развития механизма выборов (формирования) на федеральном уровне оказывает введение в конституционную материю такого нетрадиционного федерального института, как Конституционное Собрание. Статус этого органа в конституционно-правовом смысле недостаточно определен, поскольку согласно Конституции основные вопросы, в частности о порядке его выборов либо формировании, должны решаться отдельным федеральным конституционным законом.

Классификация выборов: Если принять за исходное основание классификации разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осу­ществляются выборными органами. Таким образом, выборы да­ют высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федераль­ном уровне прямым способом избирается одна палата Федераль­ного Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главныйимпульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются орга­ны государственной власти в субъектах Федерации, а также орга­ны местного самоуправления.

Преимущества такого процесса заключаются в том, что конкурирующие силы получают время, чтобы привыкнуть к атмосфере демократических выборов, а оппозиционные партии и политики получают возможность обрести собственное политическое лицо, вкусить конкуренции и управленческой работы на местном уровне. В то же время, авторитарные режимы, как только они признают демократию наиболее легитимной формой правления и конечным результатом планируемой политической эволюции, тем самым сразу же подрывают базу своей легитимации. Таким образом переход общества от авторитаризма к демократизму связан с решением политической дилеммы: постепенность перехода прежнего режима к новому в условиях потери поддержки населения. В западных странах все чаще используется принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента — в США, президента и префектов — во Франции и т.д. В России опыт выборов руководителей исполнительной власти ограничен избранием президента страны, президентов автономных республик и нескольких руководителей администраций.

Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождае­мый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведе­ния, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь на­вязывания большинству мнения меньшинства или отдельных по­литиков.
Как отмечается во Всеобщей деклара­ции прав человека ООН (ст. 2), «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тай­ного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В избирательном законодательстве Российской Федерации — демократического федеративного правового государства — в соответствии с конституционной моделью организации системы органов государственной власти представлены следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.Условием развития гражданского общества выступает равновесие, равенство прав, равное развитие государства, общества и индивида.

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели.
Непрямые выборы проходят, например, в США, Индии, причем в два этапа – сначала граждане выбирают коллегию выборщиков, а те в свою очередь голосуют за кандидатов.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявле­ние демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Избирательная система в широком смысле: законодательная трактовка понятия // Актуальные проблемы нормотворчества: Сб. ст. Всерос. научнопрактич. конф., посвящ. 10летию Инта законотворчества ГОУ ВПО «Саратовская гос. акад. права» (6 октября 2009 г.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.