Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Принцип защиты от безработицы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Суть концепции в том, что рынок труда (рабочей силы), как и все прочие, регулируется стремлением к достижению ценового равновесия, когда спрос на рабочую силу определяется общей динамикой совокупного спроса в народном хозяйстве; сравнительной динамикой издержек на замещающую ее технику (так называемые «границы применения машин»); динамикой технического и органического строения производства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной – личностный, маргинальной безработицы – социокультурный.
Как можно увидеть, проблема изучения эволюции службы занятости вообще и российской в частности на сегодняшний день актуальна: не систематизирована история развития данного института, представленные периодизации зачастую противоречат друг другу, отличаются данные исследователей.
Содержание:
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите «Скачать файл»
В современном обществе принцип защиты от безработицы прежде всего означает право гражданина на содействие со стороны государства в поиске работы без предоставления гарантий трудоустройства и при наличии ряда условий: гражданин должен действительно нуждаться в государственной защите от безработицы и активно содействовать поиску работы, самостоятельно искать работу. Очевидно следующее — государство должно помогать тем, кто нуждается в помощи и заслужил ее.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Социальная защита граждан от безработицы является приоритетным направлением развития Украины в сфере государственной социальной политики.
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
Майское заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выдалось жарким и в прямом, и в переносном смысле. За прямой смысл отвечало приближающееся лето (заседание состоялось аккурат 31 мая).
The problems, connected with the content and realization of constitutional provisions on promotion of employment and protection against unemployment, are analyzed. The Constitutions of many countries contain the obligation of the citizens to provide necessary living standard themselves unlike the Constitution of the Russian Federation.
Негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом ни у кого не вызывает сомнений. При исследовании этого вопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические, а затем и социальные его последствия.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.
Содействие обеспечению занятости и трудоустройству
В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
В ходе развития демократических принципов управления и повышения ответственности властей за социально-экономическое развитие перед населением страны немаловажной частью политики развития стала социальная политика. А в период восстановления экономики страны после мирового финансового кризиса эта проблема обострилась в связи с возвращением в страны массовой безработицы, в том числе большого числа длительно безработных граждан, когда труд с полным рабочим днем, регулярной и стабильной зарплатой не всегда является подавляющей нормой.
По данным Госкомстата, на 1 марта 2013 года в Государственной службе занятости было зарегистрировано 589,1 тысячи безработных, из них получали пособие по безработице — 469,1 тысячи человек.
Принцип защиты от безработицы, в конечном счете, должен предполагать возможность каждого гражданина рассчитывать на получение работы, что в условиях рыночной экономики не всегда представляется возможным. Напротив, в определенной степени безработица необходима для экономики, поскольку порождает конкуренцию на рынке труда и тем самым предъявляет дополнительные требования к уровню подготовки потенциальных работников, а также повышает ответственность и заинтересованность уже работающих граждан3. Следует согласиться с А. Е. Пашерстником, который утверждает, что такие принципы, как свобода от безработицы, не являются правовыми, а представляют собой особенности экономической и социальной политики государства и не имеют регулятивного характера4.
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости
Пашин и С.В. Богданов упоминают: «Применительно к России начала XX в. анализ и подсчет количества безработных осложняется отсутствием надежных статистических данных». Несмотря на это, по ряду косвенных признаков авторы делают вывод, что «безработица стала одной из форм экономических диспропорций отечественного рынка труда на начальном этапе его формирования и функционирования» <9>. Таким образом, создание государственной системы защиты от безработицы происходит в конце XIX в., хотя зарождение механизмов регулирования рынка труда берет начало еще в XIII в.
Все вышеуказанные формы безработицы порождены причинами микроэкономического порядка, когда индустриализация и первич-ная машинизация предприятий произвели массовое вытеснение ручного труда (а в развивающихся странах этот процесс, который Европа прошла в ХIХ веке, повторяется в настоящее время в еще более драматических формах). Современный этап экономического бытия порождает причины безработицы по преимуществу макроэкономического характера, что напрямую связано с НТР и глобализацией. Согласно новому закону, человек, из-за отсутствия работы не имеет заработка и обратился в центр занятости в поиске работы, получает статус безработного с первого дня регистрации в центре при отсутствии для него подходящей работы. При этом лицо может обращаться в любой удобный для посещения центр занятости — независимо от зарегистрированного места жительства или места пребывания лица. При условии получения статуса безработного пособие по безработице назначается с 8-го дня после регистрации гражданина в центре занятости.
Российская система защиты от безработицы
Центральной проблемой в рассмотрении данного вопроса является разработка новых и совершенствование старых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения (главным образом, незащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, военных, вышедших в отставку) от безработицы.
Однако первой, еще до Маркса, была концепция классической политической экономии (на правах «наследства» концепция перешла к неоклассикам), где небольшую известность получила теория рынка труда Ж.Б. Сэя.
Для наиболее полного уяснения смысла данной работы хотелось бы предложить следующую её структуру: в главе первой дается общая характеристика феномену «безработица», выявляются её причины и последствия, описываются виды безработицы. Вторая глава посвящена рассмотрению социальной политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной службы занятости) для защиты граждан от безработицы. В третьей главе представлен комплекс мероприятий, осуществляемый в настоящее время российским правительством с целью повышения конкурентоспособности и востребованности молодежи на рынке труда.
В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
2. Механизм социальной защиты от безработицы
В системе социальной защиты в связи с безработицей необходимо различать: помощь безработным в социальном страховании и вспомогательные выплаты безработным и членам их семей. Страхование в связи с безработицей предусматривает профилактику безработицы, ее снижение; страхование распространяется на экономически активное население. Финансирование должно происходить главным образом за счет доходов, т.е взносов застрахованных работников и работодателей, а также ассигнований с государственных и местных бюджетов. Вспомогательные выплаты имеют в основном компенсационный характер и направлены на поддержку уязвимой части населения и осуществляется за счет местных бюджетов.
Безработица является неотъемлемым и закономерным элементом рыночной экономики и рынка труда, и представляет собой совокупность работоспособного активного населения, вынужденно временно незанятого в экономике. Безработица представляет собой социально-экономическую ситуацию, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнять, что обусловлено превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Природа появления безработицы может быть разной: она может быть вызвана либо циклическими спадами производства, когда происходит сокращение объемов производства, закрытие предприятий.
В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).
Размер максимальной помощи по безработице для тех, кто в соответствии с законодательством имеет на него право, является единственным по всей Украине. Ранее он ограничивался средней зарплатой по региону, где было зарегистрировано безработное лицо, а теперь равен четырём прожиточным минимумам для трудоспособных лиц и составляет 1108 гривен. Кроме этого, при расчете размера пособия не будут учитывать среднюю заработную плату в регионе. То есть максимальный размер пособия будет составлять 4432 гривны. Одновременно правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы увеличен минимальный размер помощи по безработице для отдельных категорий застрахованных лиц-с 1 января 2013 года он составляет 882 грн. вместо 872 грн. в декабре.
2.1 Социальная поддержка безработных граждан
Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия безработицы. Социальная поддержка безработных граждан, выплата пособий и материальная помощь. Профессиональная ориентация, обучение и переквалификация безработного населения, ярмарок вакансий.
Л. С. Мамут настаивает, что обязанность государства, связанная с проведением социальной политики, сочетается с одним непременным условием: трудоспособный человек сам должен обеспечить свое существование. А функция государственной социальной помощи является лишь вторичной и дополнительной к основной обязанности самого индивида.
В соответствии с проблемой, обозначенной выше, можно сформулировать цель данной работы — на основе теоретического и практического анализа сложившейся в стране ситуации, связанной с ростом уровня безработицы, выяснить, какие именно механизмы социальной защиты используются в настоящее время и каким образом они влияют на изменение статуса и уровня благосостояния безработных граждан.
Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.
Конституция РФ наряду с другими социально-экономическими правами гарантирует каждому право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Многими авторами оно рассматривается как основополагающий принцип, направленный на правовое регулирование трудовых отношений и определяющий основу правотворчества в данной сфере. Эта позиция высказывалась и в советской юридической науке1, и современными учеными2.
По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Либо изменениями в структуре спроса и технологии производства, которые ведут к необходимости новых профессий, в связи с чем происходит высвобождение работников, не владеющих необходимыми навыками, либо возникает в результате спада производства, когда совокупный спрос на товары и услуги падает, и занятость сокращается.
Потому что закон есть. Если мы РТК закроем, нас привлекут к ответственности, — попытался свести все к шутке руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.