Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «ВОПРОС о превышении полномочий и т.д». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отделяя злоупотребления должностными полномочиями от их превышения, следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.
В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер их несоответствия должностным полномочиям. Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не могло.
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 12.12.2012г. обратил на это особое внимание: «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина».
Содержание:
Дифференциация уголовной ответственности: понятие и средства
Уголовный кодекс Грузии в статье 185 перечисляет функции, аналогичные упоминаемым в уголовных кодексах вышеуказанных республик, но, наряду с функциями представителей власти, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными, указывает и на другие Таким образом, уголовные кодексы вышеуказанных республик относят к должностным лица, занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением: а) организационно-распорядительных обязанностей; б) административно-хозяйственных обязанностей; в) осуществления вышеуказанных функций по специальному полномочию; г) обязанностей представителей власти.
Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях.
Злоупотребление должностным лицом своими служебными полномочиями нельзя путать с использованием им авторитета занимаемой должности, служебных связей и т.п. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не служебные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.
Еще по теме Статья 286. Превышение должностных полномочий:
Речь идет о действиях, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо о действиях, совершаемых должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также о действиях, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.
Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ. Следует иметь в виду, что здесь более характерен именно нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод. Вместе с тем в отдельных случаях не исключается и иной вред — имущественный, экологический и т.п.
К другому квалифицированному виду превышения должностных полномочий (ч. 3 статьи 286 УК РФ) закон относит деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи 286 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.
Применение насилия, оружия или причинение тяжких последствий как особо квалифицирующие признаки рассматриваемого преступления.
В соответствии со ст. 14 Закона о милиции в качестве специальных средств могут применяться в предусмотренных законом случаях резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.д.
По мнению Б.В. Волженкина, «деяние, совершенное вопреки интересам службы, — это деяние не вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом» Волженкин Б. В. Указ. соч.
Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.
Совершенные должностным лицом действия могут быть признаны явно выходящими за пределы его полномочий в случае, когда такое превышение было очевидным, бесспорным для самого виновного. В литературе справедливо отмечается: должностная преступность составляет «один из элементов социальной коррозии, подтачивающей устои государственного управления», а превышение должностных полномочий «является одним из наиболее распространенных и опасных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», повышенная общественная опасность которого среди прочих должностных преступлений обусловлена специфическим характером действий должностных лиц, часто носящих насильственный характер, демонстрирующих вседозволенность власти и неуважение к правам и законным интересам граждан.
К этой категории должностных лиц относятся: руководители министерств, ведомств, государственных предприятий, учреждений и организаций и их заместители, руководители структурных подразделений — начальники (заведующие) отделов, секторов, цехов, участков, заведующие кафедрами, лабораториями, их заместители и руководители иных организационных подразделений, бригадиры, звеньевые (в колхозах), управляющие (в совхозах), старшие инженеры, прорабы и мастера (при условии руководства другим работником либо участком работы) и т.п. Несмотря на эти недостатки, определения, данные учеными-юристами, в значительной степени способствовали выработке правильного определения понятия должностного лица в Уголовном кодексе РСФСР, в седьмой главе которого, в примечании к статье 170 содержалось следующее определение понятия должностного лица: «Под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».
Изучение судебной практики по ст. 286 УК, а также проведенное нами анкетирование сотрудников правоохранительных органов и судебной системы указали на множество трудностей как в установлении и разграничении оценочных признаков состава превышения (например, «явности», «существенности», «тяжких» последствий и др.) и квалификации содеянного, так и по другим вопросам. Пояснение к ст. 286 Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
Выход субъекта за пределы компетенции, обусловленной занимаемой им должностью, или за пределы временно возложенных полномочий по должности следует расценивать как превышение должностных полномочий.
С объективной стороны превышение должностных полномочий характеризуется действием, явно выходящим за пределы полномочий должностного лица и повлекшим общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе идентично с должностным злоупотреблением.
Служебные полномочия — это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.
Под применением оружия или специальных средств, связанным с превышением должностных полномочий, понимается использование их с целью причинения как физического вреда (выстрел на поражение, удар рукояткой пистолета или резиновой палкой и т.д.), так и психического воздействия, когда использование оружия или специальных средств представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина; например, выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близости от потерпевшего, у которого имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.
Между тем, данная статистика, на наш взгляд, неоднозначна: резкое снижение числа выявляемых преступлений в Ярославской области (более чем в 3 раза по сравнению с предшествующими периодами) и в целом по стране (более чем в два раза за период с 2006 по 2012 гг.) свидетельствует скорее не о сокращении числа таковых в действительности, а о снижении продуктивности работы правоохранительных органов по выявлению данного преступления.
Аналогичные определения понятия должностного лица содержались в уголовных кодексах Украины, Белоруссии, Латвии, Армении, Киргизии. За исключением некоторых изменений в формулировке приблизительно такие же определения даны в уголовных кодексах Литвы, Молдавии, Туркмении и Узбекистана.
Согласно статистическим данным Информационного центра УМВД России по Ярославской области за период с 2006 г. по 2012 г. на территории области наблюдается снижение числа зарегистрированных преступлений по ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК/УК РФ): так, в 2006 г. было зарегистрировано 32 факта превышения должностных полномочий, в 2007 г. – 37 фактов, в 2008 г. – 29, в 2009 г. – 4, в 2010 – 4, в 2011 – 5, в 2012 г. – 10 фактов превышения полномочий. Тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений по ст. 286 УК наблюдается и в целом по России (9185 преступлений в 2006 г., 4443 преступления в 2012 г.).
Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции, связанные с непосредственным управлением людьми, по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственными процессами (через других лиц). Они связаны с руководством всей деятельностью учреждений, предприятий, организаций или отдельным участком этой деятельности (отдел, сектор учреждения, цех завода, бригада колхоза, отделение совхоза и т.д.). Они связаны с общей организацией работы данного объекта или его подразделений, с подбором и расстановкой кадров, с приемом и увольнением, с планированием, руководством и обеспечением выполнения плана, применением поощрений или наложением дисциплинарных взысканий и т.д.
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
В вину должностному лицу может быть поставлено злоупотребление конкретными (конкретизированными в материалах уголовного дела) полномочиями, определенными обязанностями и правами. Поэтому «при решении вопроса о наличии либо отсутствии в деяниях должностного лица состава рассматриваемого преступления необходимо устанавливать круг его служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.» См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 8.
Субъективные признаки превышения должностных полномочий
Во всех этих случаях действия должны явно, т.е. совершенно очевидно для виновного, выходить за пределы его полномочий и при этом быть с ними связанными, иметь их в виде своеобразного фундамента, из которого превышение и вытекает. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком состава рассматриваемого преступления.
Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.
Если противоправные действия должностного лица сопровождались лишь демонстрацией оружия или специальных средств и не представляли реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное при наличии к тому оснований может быть расценено как превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия (п. «а» ч. 3 статьи 286 УК РФ).
Применительно к данному составу преступления под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности, нарушением конституционных прав гражданина, нарушением нормальной работы предприятия, учреждения, организации, которое привело к длительному перерыву либо приостановлению их деятельности и т. п. Вопрос о существенности нарушения указанных прав и интересов решается исходя из конкретных обстоятельств дела.