Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Коммерческий подкуп состав и виды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для того чтобы квалифицировать преступление как коммерческий подкуп, необходимо, чтобы получатель денег или иных материальных благ был наделен статусом лица, имеющего управленческие функции. Расшифровка этого понятия дается в примечаниях к другой статье, которая описывает такое преступление, как превышение полномочий.
В нашей стране вот уже на протяжении более 20 лет (если брать за отправную точку начало «перестройки» — 1985 год) государство проводит политику разгосударствления экономической сферы, передачу большей части государственных предприятий в руки новых собственников — акционеров, осуществляет поддержку создаваемых коммерческих и иных организаций, полностью являющихся частными. За обозначенный период огромную роль в экономике страны стали играть коммерческие предприятия, организации, банки, фирмы, индивидуальные предприниматели. Начало же этому процессу положил Закон СССР «О кооперации в СССР», принятый 26 мая 1988 года. Коммерческий подкуп как криминальное явление представляет собой преступление, сопряженное с незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, или получением данным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера за совершение определенных деяний.
Содержание:
Состав совершенного преступления
Коммерческим подкупом называется преступление, которое состоит в том, что одно лицо выполняет руководящие функции в коммерческой организации, а другое, желая побудить это лицо действовать в своих интересах, передает ему денежные средства или иные материальные блага (либо оказывает имущественные услуги).
Формы этой обусловленности могут быть разнообразными: возможны обсуждение всех деталей «сотрудничества» обоих участников преступления либо договоренность в общей форме о таком сотрудничестве, а также молчаливое соглашение о взаимных услугах. Однако во всех случаях обе стороны понимают, что подношение делается в расчете на ответные действия его получателя с использованием служебного положения в пользу дающего.
Исходя из сказанного выше, государство в лице своих законодательных органов должно было принять решение о степени общественной опасности такого нового для него явления, как подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, необходимости или отсутствии таковой в его криминализации, и исходя из этого — о методах и средствах борьбы с ним.
В какой-то мере состав преступления по статье 204 УК РФ, рассматривающей коммерческий подкуп, несколько схож по некоторых особенностям и механизмам с получением взятки. Однако, они имеют существенные отличия, вследствие чего и они и рассматриваются в различных статьях.
Объект преступления и его предмет
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп впервые предусмотрена ст. 204 УК (1996 г.), которая состоит из четырех частей. В ч. 1 и 3 закреплены основные составы преступлений, выражающие умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой и средней тяжести. В ч. 2 и 4 отражены квалифицированные составы, выражающие умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.
Законом РСФСР от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», было положено начало активнейшему преобразованию государственной собственности в частную. К началу 1995 года 85% всех субъектов бывшего народного хозяйства было приватизировано. Существование и деятельность в стране предприятий негосударственной формы собственности было подкреплено принятием 09.10.1990 г. Закона СССР «Об общественных объединениях», запрещавшего вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, кроме случаев, определенных законом (ч.З ст.5 Закона). Эти же положения были закреплены в Законе РФ «Об общественных объединениях», принятом 14.04.1995 г.
Но в условиях свободы экономических отношений возникла новая проблема — злоупотребление правами со стороны различных субъектов экономической деятельности. Причем эти злоупотребления приняли угрожающий для экономической безопасности страны характер.
Неудачная попытка передать незаконное вознаграждение или незаконно оказать имущественную услугу, не завершенная по причинам, не зависящим от воли дающего, должна квалифицироваться как покушение на коммерческий подкуп. Реальное совершение ответных действий лицом, выполняющим управленческие функции, с использованием служебного положения не входит в объективную сторону коммерческого подкупа. В литературе была высказана мысль, что коммерческий подкуп в отличие от взяточничества должен считаться оконченным преступлением лишь с того момента, когда подкупленный служащий совершил действие (бездействие), причинившее вред интересам организации, ее собственника или клиентам этой организации.
При этом время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.
Касаемо лиц, которые могут привлекаться к ответственности, то статья 204 УК РФ может рассматривать обвинение как непосредственно лиц, выполняющих действие, определяемое как подкуп, так и лицо, принимающее его. Это обусловлено тем, что законодатель дифференцирует ответственность участников коммерческого подкупа в зависимости от их роли в этом едином преступлении, признавая получение незаконного вознаграждения более опасным, чем его передача.
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Коммерческие организации занимаются различными видами деятельности. Они имеют стройную внутреннюю структуру управления, осуществляют управленческие функции в области экономики, не участвуя при этом в государственном управлении. Однако это не означает, что должностные лица, служащие коммерческих структур, находятся вне запретов уголовно-правового характера.
Нести ответственность, таким образом и привлекаться по статье 204 уголовного кодекса может такое лицо:
- Достигшее возраста в 16 лет;
- Являющееся субъектом, осуществившим передачу любого рода материальных ценностей гражданину, занимающему управленческую должность в фирме, компании и ожидающего (или уже получившего) результата от действий, которые ему будут чем-то выгодны. Также к такой ответственности могут привлекаться те, кто оказал посредничество – то есть передал ценность либо же договорился об их передаче и т.д.;
- Лицо, занимающее управляющую должность и обладающее полномочиями, которые позволяют осуществить незаконные действия, идущие вразрез с уставом компании, ее основными правилами и распорядками.
Актуальность изучения в дипломной работе такого преступления как коммерческий подкуп заключается в том, что проблема коммерческого подкупа, а также взяточничества в целом существовала не одно столетие, и, не смотря на постоянную борьбу с ней, существует и сейчас. В структуре преступности коммерческий подкуп не отражает подлинной своей доли. Бороться с коммерческим подкупом весьма сложно, так как это наиболее латентный вид преступлений. По отдельным экспертным оценкам удельный вес невыявленных случаев подкупов приближается к 95%. Рассматриваемое нами преступление актуально и тем, что каждый случай дачи подкупа и его получения сугубо специфичен, индивидуален, что в принципе означает наличие бесконечного числа факторов, обуславливающих это явление.
Вторым признаком, позволяющим разграничить эти 2 вида преступлений, является то, что коммерческий подкуп подразумевает не только передачу, но и получение незаконного вознаграждения.
Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Таким образом, объективная сторона может выразиться либо в незаконном получении подношения (так называемой коммерческой взятки), либо в незаконном принятии услуг имущественного характера (бесплатный или за символическую плату дорогостоящий ремонт квартиры, автомобиля, предоставление в пользование жилого или нежилого помещения и т. п.).
В чем отличие передачи взятки от подкупа
Преступление, определяемое как коммерческий подкуп, обладает такими особенностями:
- Лицо, занимающее определенную должность, за выполнение незаконных действий (или свое бездействие) имеет определенную выгоду:
В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление.
Важное место в процессе правового регулирования отведено уголовному праву, одной из основных функций которого в данной области является противодействие общественно опасным деяниям, направленным на подрыв экономических отношений.
Объектом коммерческого подкупа и рассматриваемым предметом являются особенные интересы, которые находятся в тесной связи с работой коммерческой организации, которые непосредственно необходимы лицам и те, какие на законном основании осуществить невозможно.
Мера наказания за совершенное преступление
Передача должна быть обусловлена действиями либо бездействием, которые управленец либо собирается совершить, либо уже совершил в интересах виновного.
Оба эти действия совершаются для того, чтобы получатель незаконного вознаграждения, используя свое служебное положение, совершил какие-либо действия (бездействие) в интересах дающего. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Кто может привлекаться к ответственности
В ч. 1 ст.З Закона устанавливалось, что в собственности могут находиться земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, деньги, ценные бумаги и другое имущество. По сути это означало признание существования в СССР частной собственности, хотя само понятие в Законе не употреблялось. Развитие частной собственности было продолжено Законом РСФСР «О собственности», принятым 24.12.1990 г. и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В них признавалось существование частной собственности в виде собственности юридических лиц (гл.2 Закона «О собственности»).
По законодательной конструкции составы преступлений являются «формальными». Преступления окончены (составами) в момент принятия получателем (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо его посредником) хотя бы части намеченного к получению вознаграждения.
Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.